Архитекторы устроили глобалистам Сталинградскую битву
XIII международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов по архитектуре
и дизайну, прошедший в Волгограде, показал: в работах молодых архитекторов есть
свежие идеи, а каждая из представленных архитектурных школ отличается самобытностью.
Но будет ли востребовано в будущем творчество архитекторов?
Участники конференции «Непрерывное архитектурное образование: проблемы и
перспективы», проведенной в рамках конкурса, считают: реформы образования и
растущий денежный диктат заказчиков могут превратить будущих архитекторов в
бездумных исполнителей и вконец обезличить российские города.
Слон в посудной лавке
Процесс деградации архитектурного облика городов начался не сегодня. Возьмем
«ворота» Волгограда – проспект Жукова. Много лет он захламляется аляповатыми
особняками новых русских, порос бурьяном и смахивает на большую деревню. А строящийся
рядом с Центральным рынком высотный дом напоминает наглого слона, вломившегося
в посудную лавку. «Огромное здание, – говорит декан архитектурного факультета
Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Сергей
Матовников, – подавляет и разрушает сложившуюся архитектурную среду». Однако,
по его мнению, не всегда в этом вина архитекторов: богатый заказчик без труда
найдет способ, чтобы через властные структуры «продавить» задуманное им строительство.
К счастью, архитектурная молодежь, не испорченная прозой жизни, свои помыслы
устремляет на благо общества. Заметим, что в последнее время растет и уровень
подготовки архитекторов в ВолгАСУ. Доказательство тому — лучший результат на
конкурсе: из 14 представленных работ 13 отмечены дипломами 1-й степени.
Вот, например, проект реконструкции Музея авиации и космонавтики Качинского
училища, выполненный выпускницей того же вуза Натальей Липовой.
– Проект нацелен на военно-патриотическую работу и привлечение молодежи к достижениям
авиации и космонавтики, — говорит Наташа. – Форма здания отражает космическую
тематику: волнообразная крыша-небо, устремленная в бесконечность спиралевидная
башня и сеть стекловидных ячеек, в которых как бы отражается прошлое. В музее
есть библиотека, выставочный, лекционный и мультимедийный залы, помещение для
авиамодельного кружка.
А проекты реконструкции территории, прилегающей к железной дороге в Центральном
районе, студентов Антюфеева и Кагайкина заинтересовали власти: предполагается
их использовать как предпроектные изыскания для дальнейшей реализации. Ребята
предлагают строительство линейного делового центра и видовых площадок.
Варвары на Набережной
Но пока в городе-герое царит архитектурная вакханалия, что подтвердили высказывания
гостей конференции. Заместитель председателя учебно-методического объединения
по архитектурному образованию при Министерстве образования РФ профессор Александр
Степанов сравнил Центральную набережную с римским Колизеем, на трибунах которого
варвары пасли коз и сушили белье.
– Державная величественная архитектура центра Волгограда облеплена веревочками,
заставлена пестрыми палатками и балаганами, от которых пахнет горелым мясом.
Этакий базарный Шанхай!
В архитектуре, как и в культуре в целом, заметил Александр Степанов, бал правит
кич – искусство для недалекой публики.
Новым хозяевам досталась замечательная архитектура, но, как и древние варвары,
они не знают, что с ней делать.
Впрочем, настоящая бомба, которая, по мнению участников конференции, может разрушить
российскую высшую школу, – предстоящая реформа вузов, которая проводится под
знаком так называемой Болонской декларации (единого образовательного стандарта
для объединенной Европы). Особенно губительным вхождение в Болонский процесс
будет для подготовки кадров для архитектуры.
Положения декларации предполагают унифицировать дипломы для всех стран-участниц
и снизить срок бучения бакалавра до трех лет, а магистра – до двух лет. Однако
качество подготовки специалистов станет недостаточным, считают преподаватели-архитекторы,
а из профессии исчезнет творческая составляющая.
– Реформа может привести к тому, что наша школа потеряет общекультурную направленность
и глубокую художественную подготовку, – говорит Сергей Матовников. – Занятия
рисунком, живописью, скульптурой, историей искусств будут сведены к минимуму.
В результате мы получим технократов – людей, которые хорошо натасканы на исполнение
технических задач, но не способны генерировать творческие идеи.
Кстати, в западном образовании, отметил Сергей Матовников, есть две составляющие:
меньшая – та, которая готовит креативно мыслящих интеллектуалов, и большая,
на выходе которой – послушные квалифицированные, но не думающие специалисты.
Выйти из Болонского процесса практически нельзя. Однако, по мнению участников
конференции, глобалистам нужно сопротивляться и выговаривать для себя защитные
механизмы, которые позволят сохранить нашу образовательную самобытность.
Владимир ЕЛЬНИКОВ
Опубликовано: 2004-10-21
|