Рэп говорит за рок
Рок у нас сейчас беззуб... Все свои коренные в России он уже растерял. Равно как и зубы
мудрости. Кто теперь вместо него показывает зубы? Давайте разберемся вместе, господа!
Рок без
коренных...
На Западе рок-культура изначально была развлекательно-танцевальной. В метафизике рокеры тоже копали: были попытки «освобождения», выход за рамки традиционного восприятия мира, появилась психоделика. Про социальный протест вспомнили только панки. В нашей стране под понятием «рок» подразумевались не только гитарная бензопила и шумные децибелы. Рок в России всегда отличался вектором движения к справедливости. Русские рокеры в сущности своей были настоящими бойцами – свободолюбивыми пассионариями, гуманистами, людьми высокого духа. Они верили в то, что силой Слова можно изменить этот мир. Они убеждали, что «право быть собой» нужно заслужить, за него нужно воевать. Они не боялись говорить то, что думают. Шли напролом.
Новая генерация рок-музыкантов не соответствует этим стандартам. Они все очень осторожные, толерантные и тенденциозные. Псевдопанки вместо «Kill the Poor» поют про то, как «ничего не хочу, ничего от жизни мне не надо», учат «лежать на диване и накапливать жир». «Тараканы» и «Наив» играют панк-рок негероический, одомашненный. Приятным исключением являются только нижегородские «FPG» (хотя после песни «Дерзость и молодость» стало понятно, что постепенно их борзота сходит на нет, и это печально) – их песни являются наглядным пособием по воспитанию благородных уличных бунтарей, бесстрашных героев с чувством человеческого достоинства, способных постоять за себя и за свою правду.
Пройдемся по «альтернативе». Осталось одно гордое слово – выбора не осталось. Худосочные мальчики, позорящие мужской пол, поют ангельскими голосами о своих непрестанных страданиях. И, конечно, о разлуке и закономерном суициде. Так и хочется им сказать: «Убейтесь об стену! И не тяните за собой паровозом малолеток!». А то напрягают своими головняками и несчастными лав сториз. Иные пытаются рычать и казаться брутальными. А агрессии абсолютный ноль. Похоже на тявканье койота. Однажды зайцу приснилось, что он стал волком. Сейчас «альтернатива» стала мейнстримом, уделом масс. Музыканты заботятся только о звуке. Зерно утеряно. Тексты у всех отвратные и наивные.
Образцово-показательным выступлением стал сводный хор андрогинов на канале А1. «Мои ракеты вверх» и Jane Air отдали дань уважения павшим героям в особо отвратительной форме. Так сладострастно и прянично петь песни про смерть и про войну ну просто неприлично. Рвать за такое надо! Все равно как если бы Боря Моисеев спел «Владимирский централ»...
Фолк не особо радует. Никто не хочет копать в родных славянских архетипах. Поэтому о русской этнической музыке представления складывают всякие «кабацкие алкоцыгане» типа Кадышевой, Бабкиной и Сердючки. «Мыльница» поет небылицы про каких-то заморских лыцарей, «Тролль гнет ель» прославляет дублинский пивной угар, Пелагея тратит свой роскошный голос на «полуфолк», про остальных молчу. Только «Калинов мост» делает достойные и правильные вещи – там русский дух, там Русью пахнет.
Плеяда «девичьих» команд тоже не заинтересована в «правде жизни». Максимум на что они способны – воспевать свободу сексуальных отношений и приседать на уши своими «питерскими манерными» заморочками.
Инди-киды думают только как индивиды – о себе и о чем-то совершенно непонятном. Их главной задачей является «прожигание жизни ради прожигания жизни». На Родину, на окружающий мир им, по сути, плевать.
«Наше радио» как форпост русского рока давно уже кормит народ беспонтовой второсортной музыкой. Молодые рок-группы не умеют работать со словом – им гораздо важней «краса ногтей» (в лице приближенного к западным стандартам саунда). Темы обмельчали – только развлечения и личные любовные чувства. Правды ноль. Недаром Юрий Юлианович Шевчук по этому поводу резко высказался: молодежь не желает петь о свободе, не желает ей учиться. Как пел Шнуров, их «свобода – это радиоприемник». Даже Константин Кинчев отмечает, что дерзких команд на официальной отечественной рок-сцене маловато, и «вставные зубы» теперь в руках у рэперов.
У рэперов
выросли зубы мудрости
Когда в России появились первые рэперы (а произошло сие замечательное событие в начале
90-х), никто, как говорится, не думал, не гадал, во что это выльется. Да, был Мистер Малой, который так и не погиб молодым, в то время как одни из отцов-основателей русского рэпа – группа «Мальчишник» – предлагали свои версии того, как можно заниматься сексом на телевизоре. Иными словами, рэп был развлекухой, музыкой тусовщиков с откровенно антисоциальными текстами, направленными в большинстве своем на моральное разложение, мол, наркотики – хорошо, беспорядочные половые связи тоже неплохо.
Теперь, когда Dolphin (один из «главарей «Мальчишника») уже не сидит на «герыче», а в гримерке пьет кефир, время поговорить о том, что стало с русским рэпом.
Рэп, как нам кажется, делится на три, хоть, конечно, довольно условных, вида.
Первый – это псевдорэперы типа «ошибки музыки» Тимати и иже с ним. Их цель – понравиться «чикам» и срубить бабла. Качество текстов ничем не лучше вторсырья, то бишь русской попсы, и очень много понтов. Намного больше, чем смысла в треках. Иными словами, такой дешевенький рэпопопс, который, к сожалению, стали играть даже такие товарищи, как «Лигалайз»...
Взять того же Витю АК-47. Все эти его рассказы о том, как они бухали, курили, – пустой треп. Все его желания кому-то доказать, что он круче всех, – это, конечно, хорошо. Но одно дело доказывать, а другое – иметь доказательства. Откуда они появятся, если ты только и делаешь, что читаешь всем о том, что ты крутой и с какими «бабищами» зажигаешь. Ты давай-ка, как Noize MC, про «Мерседес S666» сочини (впрочем, о Noiz'e поговорим позже).
Далее по списку так называемые «чуваки за жизнь». Они читают о пацанах, которые ушли слишком рано («Многоточие»), ибо много кололись и пили паленую водку. Кто-то печется о своей любимой Москве (разговор о Гуфе), рассказывая о ее проблемах языком шестиклассника, который еще толком не умеет выражать мысли, не то что стихи писать. Кто-то пытается умничать, но из-за проблем с русским языком это не выглядит серьезно и даже в какой-то степени раздражает. Многие из них помимо псевдосоциальных телег двигают тему о том, что они «самые крутые», прохавали эту жизнь с улиц, стали ее королями и вообще рэп – наша корова и мы ее доим. Грешат таким самолюбованием и тупым выколачиванием понтов даже такие, как группа «Каста». На их альбомах такого «поноса» много, и он мирно сосуществует с действительно мощными и стоящими вещами: «Сестра», «Ревность», «Щенок» и др.
В этот же список можно выделить отдельным подвидом НоГГано. Вроде бы рэп, но настолько лубковый и карикатурный, что даже тем, кто хип-хоп на дух переносит, нравится. Одна песня про «Зятя» чего стоит. Или «высоцкоподобная» «Застрахуй».
И, наконец, самая важная, на мой взгляд, группа рэперов, которые нас особенно интересуют. Назовем ее условно «Зубастики» (а почему бы, собственно, и нет). Недавно Noize MС (в миру – Иван Алексеев) записал трек «Мерседес S666», клип на который просто «взорвал» интернет (на You Tube его посмотрело более полумиллиона человек). Песня способствовала огласке в Сети подробностей скандального ДТП с участием топ-менеджера
«ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова, в котором погибли две женщины. Резонанс заставил правоохранительные органы начать официальное расследование трагедии.
На сию композицию возмутился Лев Лещенко (который является автором гимна «ЛУКОЙЛа» и часто выступает на корпоративах компании). Он сообщил в открытом письме, которое напечатала «Новая газета», что Иван Алексеев оболгал и оскорбил Баркова, на что Noize MС отреагировал так: «Я искренне надеюсь, что справедливость восторжествует. Возможно, это помешает некоторым из нефтяников в очередной раз насладиться Вашим пением и изысканными блюдами. Но, так или иначе, расстраиваться не стоит – думаю, класть в штаны по поводу количества грядущих заказов на «ЛУКОЙЛовские» корпоративы и гимны Вам теперь уже не придется», – резюмирует Noize MC. Зубастый, конечно, да. Не чета современным рокерам, у которых в голове, как сказал Шевчук, «одни сиськи да письки».
У нас же вроде как демократия, и за неосторожное слово на нары не сажают? Почему в восьмидесятые, когда со свободой слова были проблемы, рокеры пели об этом, не боясь ничего, а сейчас тухнут в студиях и разъезжая с гастролями по стране? Что, притупили зубки, овощи?
– Я часто радуюсь, слушая, как читает небанальные тексты какая-либо рэп-команда. Молодец парень Noize MC. Начался рэп, как и рок, с осмысления улицы. Разовьется и пробьется к общечеловеческим темам, – говорил в одном интервью Шевчук.
За примерами далеко ходить не надо. Помимо Noiz'a MC, убедительно это доказывает Dino MC, который тоже взорвал интернет, сочинив песню про теракт 29 марта. Клип, естественно, запрещен. Наверно, кого-то сильно зацепили слова: «Кто в этой стране главный? Кто за это ответит?//Хоть кто-нибудь подаст в отставку в наших верхах?//Это, конечно, очень плохо, что погибли дети,//Зато народ отвлекся от тарифов ЖКХ».
Вывод напрашивается сам собой. Современной российской рок-музыке некого поставить в спарринге против парня 1985 года рождения Ивана Алексеева. Да и против Dino MC никого не найдется. Когда-то Гребенщиков задавал в своей песне вопрос: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» – и сам же на него отвечал: «Ее нет, нет, нет». Неправы вы, Борис Борисович. Стерли вас в порошок, прочем не ваши «братья по разуму», а те, кто называет себя рэперами.
Впрочем, особо идеализировать ситуацию не стоит. Рэперов, режущих правду-матку и, что самое главное, делающих это грамотно, не так уж и много. Однако хочется верить, что, последовав примеру, они тоже начнут показывать свои зубы. Главное, чтобы научились еще музыку не тырить из-за бугра, а придумывать свою.
А что вы думаете о новом мейнстриме в музыке? Обсудите на форуме www.molodoi-gazeta.ru
Александр Паршиков, Антон Ковальский
Опубликовано: 2010-05-20
|