Люди другие, собака та же, или Собака без Б.
Словно подчеркивая весеннюю тему чувств и прямо-таки мартовских вопросов, театр-студия «Хоббитон» представил спектакль «Собака на сене».
Помните Боярского в роли Теодоро из «Собаки на сене»? Нет, тогда он не размахивал шпагой, не прыгал на лошади и не кричал вошедшее в века легендарное: «Каналья!» Но молодецкую удаль показывал и даже пел... А отчего бы не спеть влюбленному секретарю?
И в той, и в этой постановке пьесы Лопе де Вега основной сюжет одинаков. Помните?
Графиня Диана, обнаружив, что ее секретарь влюблен в служанку Марселу, понимает, что любит молодого человека. В чем и спешит признаться. Конечно, полунамеками и ссылками на письмо неведомой подруги, на которое необходимо ответить. Теодоро, несмотря на все слухи о непробиваемости мужчин, понимает язык чувств, тем паче что и он любит Диану. Но так как положение в обществе у него низкое, то боится ей в этом признаться. Вот и обещает свадьбу Марселе. Но поскольку его чувства очень даже могут быть взаимны, бросает служанку.
Дорога к счастью бывает и легкой. Но, согласитесь, это было бы неинтересно! Графиня вдруг вспоминает про сословные различия и становится холодна к своему секретарю. Тот, недолго думая, возвращается к Марселе. Пониманию, что шансов у нашего Ромео никаких, способствуют женихи маркиз Рикардо и граф Федерико. И не случилось бы счастья, если бы, в лучших традициях классической драмы, не вмешались слуги. Действительно, уже есть одна повесть, которой «нет печальнее на свете». Зачем повторяться? Слуги проявляют себя как ангелы-хранители господ. Поэтому Тристан, верткий приближенный Теодоро, видя постоянные ссоры-сближения хозяина, находит для него графа, который много лет назад потерял сына. Таким образом убиваются, вопреки известной поговорке, сразу два зайца. И граф счастлив, и родословная Теодоро поправлена. Вот и думай, всегда ли правда добрей? Честнее, несомненно, но лучше ли... Общее счастье, цветы, аплодисменты, занавес.
Теперь о различиях постановок. В кино все события выдержаны в средневековом антураже. У «Хоббитона» не так. Художественный руководитель театра Анна Исакова переодела всех в современные костюмы. Лишь Диана, благородство рода которой требовалось подчеркнуть, поначалу была в изящных и пышных платьях, но потом решила вопрос в пользу современности.
Ярче всего в пьесе раскрылся характер Тристана (Василий Никитин). Может быть, потому что этому персонажу не надо было все время стоять на цыпочках. Его роль была одной из самых человечных, не чуждой порокам, а значит, объемной. В меру хитрый, в меру строгий, в меру пройдоха. Этакая лисица в услужении.
В силу яркой роли, а может, и от понимания своей женской доли, удалось вписаться в образ и Марселе (Арине Полонской). Девушка недолго горевала по поводу утраты возлюбленного, вскоре найдя другого ухажера. И правильно. Нечего пилить опилки. Двигаться дальше надо!
Роль влюбленных, думаю, сложна тем, что надо постоянно доказывать свои чувства и право на них. Тут не посплетничаешь, кулаками не помашешь. Необходимость быть выше часто сковывает актера, не дает ему раскрыться в полном смысле. С образом Дианы в этом смысле проблем не было. Алена Исакова заставила поверить в благородство ее героини. Как иначе? Конечно, Станиславского не спрашивал никто, но хочется верить...
Теодоро (Дмитрий Кибко) смотрится. Не то чтобы как Боярский... Того его социальное положение не могло сломить. Задор-то мушкетерский! Дмитрий попал, что называется, из огня да в полымя. Он и любить должен, и за другой девушкой ухаживать, и осознавать, что шансов быть с первой у него почти нет, но верить... А зритель его еще и с Боярским сравнивает. «Тысяча чертей!» Но Теодоро получился. Такой секретарь имел место быть.
Неудавшимся же женихам отдельный «виват». Против старика и красна молодца из фильма – упитанный юноша с нянечкой и «танцор» попугайского вида с поклонницами.
Нянечка, несмотря на относительную эпизодичность роли, явилась во всей красе. То она помогает подопечному покорять Диану, читая за него стихи о красоте девушки, то ищет убийцу для соперника, то бросается на шею незнакомому графу, которого нашел Тристан.
Хорошо поставлены сцены с песнями. Они протанцованы, проиграны (в смысле игры актеров) на ура. Особенно хороша сцена дождя. Ей-богу, хотелось раскрыть зонт. Хотя метеорологи обещали...
Те же, кто смотрел «Собаку» советского исполнения, наверняка отметят, что исполнение стало суше. Нет удали, разгула чувств и души. Но такие времена.
Вообще «Хоббитон» порадовал. Хотя бы креативом. Видно, поэтому в анкете зрителя есть такие ответы: «Я б жила с «Хоббитоном», будь на то моя воля», «Я люблю цирк, а не камерные постановки», «Билеты хотел бы получать голубиной почтой». Задор не спрячешь! Как там у Боярского? Каналья!
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-05-06
|