Способный ученик не должен быть белой вороной!
Что такое талант – божий дар или героическая работа над собой? А может,
сочетание того и другого? Вечный вопрос…
…В начале 70-х годов группа ученых во главе с академиком Колмогоровым начинает
создавать в российских регионах объединения для одаренных детей. В 71 году в
Волгоградской области появился учебно-оздоровительный лагерь «Интеграл» (название
оправдывается тем, что первые «ломоносовы» обнаружились в физико-математической
среде. Кроме того, интеграция – в какой-то мере дружба…). Деятели областной
молодежной политики (в первую очередь преподаватель Валерий Родин) вскоре обогатили
лагерь «химическими», «биологическими» и «экологическими» дарованиями. А затем
ввели гуманитарные объединения и творческие клубы.
Сейчас «Интеграл» ассоциируется с деятельностью пяти тысяч преподавателей и
подростков, имеет свои гимн, флаг и даже прессу! «Интегральцы» хотят скоординировать
свою деятельность с лицеем для одаренных школьников «Лидер».
Нынешний руководитель лагеря «Интеграл» – Валерий Валерьевич Новочадов. Поверить
в себя ему помог тот самый «Интеграл» (куда Валера попал после 8-го класса).
У него были хорошие учителя, которые говорили, что учиться надо только на «5».
Школу в Городищенском районе юноша закончил с золотой медалью. Наш герой без
проблем поступил в выбранный вуз – медицинский. Валерий Валерьевич (ныне профессор
кафедры патологической анатомии ВолГМУ) до сих пор не может расстаться с «Интегралом».
Отработав в 84-86 годах «на отряде», в 89-м году ученый сам становится во главе
лагеря.
– Почему одаренные дети чувствуют себя неуютно в обычных школах? И есть ли
смысл разделять учащихся? Может, «Интеграл» и «Лидер» – излишества?
– Многие таланты не ощущают дискомфорта в среде менее одаренных одноклассников.
Современные городские школы располагают всем необходимым (в первую очередь компетентными
специалистами), чтобы поддержать «божью искру» в каждом ребенке, не отделяя
его от коллектива.
В сельской же местности – наоборот. Поэтому у поселкового вундеркинда, как правило,
возникают две проблемы – звездная болезнь и перегруженность различными выступлениями
(ведь школе надо успешно отчитываться...). Школьник начинает уставать и скучать.
Наша задача – показать ребенку круг его единомышленников, в том числе и старших
(с новичками занимаются выпускники «Интеграла»). Рождаются условия для дальнейшего
саморазвития. Мы показываем способному ученику, что есть мир творческой интеллигенции,
где он не будет «самым-самым» или белой вороной.
– А ведь бывает: растет ребенок гением, а к 17 годам жизнь превращает его
в серую мышку...
– В одной ситуации защитой от материально-бытового круговорота служит стресс.
Иногда это – любовь, иногда – уход из жизни близкого человека… Человек отрешается
от материального мира, задумывается о своем предназначении.
В большинстве же случаев жажду интеллектуально-творческого саморазвития сохраняет
большой динамически развивающийся коллектив: группа в престижном вузе или такие
лагеря, как наш. Бывает, для поступления в вуз нет денег, баллы надо заработать
своим умом. В качестве исключения мы исправляем даже деградировавших в умственном
плане асоциальных детей из бедных семей. Сила дружественно настроенного к ребенку
интеллектуального большинства творит чудеса! Старшеклассник раскрывает свой
потенциал и бесплатно поступает в любой вуз.
– Говорят, «интегральные» дети не похожи на «ботаников». Они артистичны и
остроумны…
– Мы не хотим заставлять кого-либо быть только химиком, математиком и т. д.
У нас человек может изменить свое представление о будущей профессии. Ребенок
пробует себя во всех отрядах, а не там, куда его направил район: так, математик
может «провалиться» на олимпиадах по точным наукам, но выиграть победу в исторической
или краеведческой викторине… «Боевой» азарт значит много, все факторы делают
из питомцев лагеря разносторонних и остроумных людей. Ведь какая веселая у нас
творческая жизнь! К примеру, предлагаем сыграть необычные роли – девочки или
мальчика на побегушках. Помножим это на интенсивность смены и получаем таких
«выпускников», как известный шоумен Володя Чехов (КВН-команда «Копейка»). Наши
«ботаники» недавно даже выиграли в танцевальном конкурсе европейского значения,
проходившем в Португалии!
«Кузнец» интеллектуалов профессор Новочадов
Владислав ТАРАСОВ
Опубликовано: 2004-10-14
|