Найти изюминку
На прошлой неделе в рамках реализации проекта «Творческий Юг» и при поддержке
комитета по культуре администрации Волгоградской области состоялся круглый стол
«Культурно-символические ресурсы и новые культурные инициативы в стратегии развития
Волгоградской области».
В нем приняли участие эксперты по вопросам культурной политики, ведущие менеджеры
культуры Волгоградской области, авторы перспективных культурных проектов, представители
администрации Волгоградской области. На заседании обсуждалось много вопросов,
связанных с культурным развитием региона. Участники попытались определить, какие
творческие ресурсы, какое культурное наследие и творческий потенциал мы имеем,
как инициативы они могут работать на благо нашего региона.
Как привлечь внимание?
Об этом рассказал специально приглашенный из Москвы Николай Прянишников, эксперт
в области культурного ребрендинга: «Нужно обязательно провести анализ и стратегическое
планирование: чем мы сможем привлечь внимание к своему региону? Насколько мы
конкурентоспособны в той или иной сфере, есть ли у нас изюминка. Для поддержки
и закрепления культурного бренда города нужны яркие события. Мы должны стать
интересными для мира, чтобы люди к нам приезжали, чтобы знали о нас, говорили.
Перво-наперво нужно определить типологию места: есть места гиблые (болотистую
зону удачно раскручивают, потому что у народа есть интерес к страшным сказкам),
а есть места красивые (их распиарить гораздо проще). Нужно провести инвентаризацию
всех привлекательных мест Волгоградской области. Обязательно нужно связать имя
города с достойными известными людьми – его жителями или уроженцами. В Аткарске
все безмерно любят певицу Валерию, в Уфе – Шевчука. Художник Иван Машков родом
из Урюпинска, и об этом должны узнать все. Наличие своих «героев» не только
создаст положительную репутацию региону, но и станет поводом для гордости местным
жителям и стимулом для их личностного роста: твой знаменитый земляк был таким
же простым, как ты. Очень удачная идея – открыть необычный музей, который привлечет
туристов. Музей Платья голого короля, Музей Ветра и т. п. В качестве фишки региона
может быть взята даже... какая-то странность или аномалия. Например, в Удмуртии
проживает много рыжих людей. Ижевск эту тему поймал и начал усиленно проталкивать
и теперь проводит ежегодный Фестиваль рыжих. Привлекательны некоторые имена
мест – Родники, Грязи, Канск и т. п. На этом можно тоже сыграть. Сибирский городок
Канск обзавелся собственным международным кинофестивалем. Еще один способ привлечения
внимания – легенды. В нашей области тоже есть такие места, которые окружены
легендами. Истории мест нужно связывать с современностью, не впадая в анахронизм.
У Волгограда есть четкая ориентация на казачество и на Великую Отечественную
войну, и это ориентация на прошлое. Нужно придумать, как увязать традицию с
процессом модернизации. Прошлое должно быть горючим для будущего. На информационном
уровне тоже нужно проделать большую работу. Начинать нужно с новостей, чтобы
регион как можно реже упоминался в негативном контексте. У нас число негативных-позитивных-нейтральных
сообщений сбалансировано, и это хорошо... Главное – не стесняться бороться за
символ своей местности. Курск позиционирует себя как «соловьиный край», Бурятия
нашла бренд «Солнечная сторона Байкала», Урюпинск – «столица русской глубинки»
и т. п. Место должно с чем-то ассоциироваться и быть узнаваемым. Еще один важный
момент – нужно открывать в своей истории такие моменты, которые смогли бы приобрести
общероссийское или мировое звучание. В этом и есть перспектива работы культурных
учреждений и творческих единиц».
Конечно, основным историко-культурным брендом 34-го региона является Сталинградская
битва и Мамаев курган. Некоторые участники круглого стола считают, что регион
должен быть «мультибрендовым»: кроме военной темы нужно развивать и другие приоритетные
направления. Александр Дудник, организатор фестиваля «Видеология»: «Война не
самый положительный момент в жизни человека, давайте будем откровенны. Война
бередит раны. Но я хочу сказать, что про войну забывать не стоит. Просто нужно
искать еще какие-нибудь более позитивные бренды. Например, проводить международные
фестивали искусств».
Помогать инициативам
Наша область расположена на уникальной территории, нам есть что показать туристам.
Перекресток цивилизаций, где проходил Великий Шелковый путь, на территории которого
были расположены города Золотой Орды. У нас сильны традиции казачьего братства,
сама земля окружена ореолом патриотизма: именно в Сталинграде развернулись события,
предрешившие исход Второй мировой войны. У нас гремели великие стройки – Волжская
ГЭС. Но это не значит, что мы живем только прошлым и почиваем на лаврах. Молодежь
часто обзывают бездельниками, ни на что не способными. Это большое заблуждение.
У нас немало креативных и талантливых молодых людей, которые способны вывести
регион на новый уровень. И им нужно помогать в реализации их творческих инициатив,
иначе все они разъедутся. Вице-губернатор Сергей Ильин убежден: «Сегодня Волгоградская
область является Родиной многих интересных художественных проектов. Богатейшее
культурно-историческое наследие, творческий потенциал жителей региона, развитая
образовательная инфраструктура области могут и должны стать мощным ресурсом
устойчивого развития региона. И надо обязательно помогать новым перспективным
творческим проектам, способным прославить наш регион».
Федор Ермолов, организатор кинофестиваля «Форвард», отметил, что «за последние
несколько лет количество молодых пассионариев в области культуры значительно
выросло. Молодежь стала инициативной, ребята пытаются собственными силами организовывать
фестивали, сейшены, концерты, кружки по интересам, «Интеллектуальные среды»,
рок-клуб «Бульдозер», оупен-эйр «Открытые двери» и др. Но из-за отсутствия поддержки
энтузиасты прекращают свою деятельность. Надо их постоянно стимулировать, не
мешать им, поддерживать на государственном уровне».
Все деятели культуры единодушны в том, что для создания яркого культурного облика
региона необходимо скоординировать деятельность всех творческих ресурсов, четко
обозначить пути культурного развития, использовать новые творческие инициативы,
давать дорогу молодым. А за счет эффективного использования культурного капитала
автоматически вырастет и качество жизни.
Иван Орлов
Опубликовано: 2010-04-15
|