Смотреть не читать
– Ты «Сумерки» смотрел?
– Да, конечно, фильм просто супер!
– Есть такая книга.
– Да? Читала?
– Нет, зачем тратить столько времени на чтение, когда можно посмотреть фильм?
– Я тоже так считаю. Да и вообще читать не люблю.
Знакомый диалог? В наше время мнение, что кинематограф вполне замещает чтение,
является абсолютно нормальным. Но так ли это на самом деле? Конечно, меньше времени
действительно уходит на просмотр полуторачасового фильма, нежели на чтение книги
объемом 300 страниц. Но можно ли считать время именно потраченным, а не проведенным
с пользой, когда ты, перелистывая страницу за страницей, погружаешься в другой
мир, созданный для тебя автором?
Пример приведу из личного опыта. Я три года пыталась найти в книжных магазинах
«Жену путешественника во времени» Одри Ниффенеггер. Прочитала рецензию на это
произведение еще в 2006 году и загорелась желанием его прочитать. В течение трех
лет книга буквально ускользала от меня: ее покупал человек, стоящий впереди меня
в очереди (по закону подлости это был последний экземпляр), она вечно отсутствовала
на складе. Наконец, в 2009 году, когда я уже не надеялась на успех, книгу мне
преподнесли в подарок. И тут же на экран выходит фильм, снятый именно по этому
роману!
Я оказалась перед выбором – посмотреть фильм в кинотеатре или же сначала прочитать
книгу? Я выбрала второе. И не ошиблась. Закончив чтение, в тот же день я посмотрела
экранизацию моего «трофея». И была крайне разочарована. Во-первых, фильм не вобрал
в себя и половины событий, не отличался чувственностью этой книги, а во-вторых,
режиссер по известной только ему причине кардинально изменил конец истории, написанной
Одри Ниффенеггер. И если бы я пожалела время на книгу и посмотрела сначала кино,
то уже никогда не прочитала бы это прекрасное произведение, так как не сочла бы
необходимым читать описание только что просмотренных событий.
И многое бы потеряла! Экранизация крайне редко может передать всю философию книги,
мысли, заключенные в ней, эмоции и чувства, которые могут быть описаны только
словами...
Заинтересовавшись этой проблемой, я решила узнать мнение человека, более осведомленного
в этом вопросе, и написала письмо режиссеру авторского кино Дмитрию Фролову. Вот
какой ответ я получила: «Очень интересный вопрос задаете! И неоднозначный: потому,
что в процессе прочтения книги каждый человек рисует у себя в голове картины,
описанные автором произведения, рисует облик героя книги, его внешний вид и особенности
поведения. Именно в этом, как мне кажется, кроется суть большинства конфликтов
между режиссером, рискнувшим экранизировать ту или иную книгу, и зрителем (бывшим
читателем). Поэтому вполне нормальное кинопроизведение может иметь кучу несогласных
с трактовкой режиссера. Проще бывают отношения со зрителем, не читавшим книгу
(ему не с чем сравнивать, а сравнивает он именно увиденное на экране со своими
воображаемыми картинами). Хорошая экранизация – «Тихий Дон» Сергея Герасимова,
например. Но книга Шолохова слишком большая, чтобы говорить о полномерной экранизации
романа. Безусловно, лучше сначала уделить время чтению и уже потом – походу в
кинотеатр».
У чтения есть масса плюсов. Читая, человек незаметно для себя становится более
грамотным. Его речь обретает правильное построение предложений и интересные обороты.
Да и потом – разве не здорово сидеть в кинотеатре и не просто следить за происходящим
на экране, а оценивать подобранных на главные роли актеров, думая, что представлял
их себе совсем по-другому или, наоборот, что это попадание в яблочко...
– Может, сходим завтра на «Новолуние»?
– Нет, я еще не дочитал книгу. Лучше потом на DVD посмотрю.
Мария Забарина
Опубликовано: 2010-04-15
|