Английский язык
как наука дружить
...Расхожая фраза, что каждый школьный урок – это ступенька, которая в итоге
должна привести ученика к какой-то вершине. На деле так получается редко. И коль
скоро мерилом качества обучения является урок, то давайте и поговорим о его эффективности.
Например, урока английского. Например, в обыкновенной МОУ СОШ № 101 Дзержинского
района г. Волгограда.
– Чтобы любой урок по любому предмету был эффективным, педагог должен работать
на измеримый результат, – начала разговор учитель английского языка Наталия Пащенко.
– То есть в начале четверти или года он должен видеть конкретную цель для конкретного
класса, а еще лучше – именно вот для этого ученика, например, для Васи Петрова
или Маши Ивановой. И если Маше надо покорпеть над временами глаголов, а Васе –
над вопросительными предложениями, то педагогу, на мой взгляд, надо останавливаться
и корпеть. Потом это как бы потерянное время окупится с лихвой! Потому что если
КАЖДЫЙ ученик будет сносно знать ВСЕ предыдущие темы, то ему уже будет интересно
и легко двигаться дальше. У него уже появится стимул – повышение собственной самооценки!
А просто пройденная программа за год, четверть, десять лет – это формальность,
она ничего не дает. Более того, «прохождение» поощряет ученика в том, чтобы потом
многое делать в жизни «для отмазки». Но при этом хорошо выглядеть: «Я же учил,
но у меня не получилось!».
– А если ученик до этого учился через пень-колоду, он не хочет догонять, то как
его все-таки замотивировать на это?
– Существует множество педагогических приемчиков! Самый простой и распространенный
– по максимуму использовать наглядный материал. Детям важно многие слова... потрогать.
Чем младше дети, тем больше они кинестетики! Проходим мы тему «Животные» – я приношу
карточки, на которых написаны по-английски названия животных и нарисованы собаки,
кошки, волки... Хорошо работает «раскладушка», которая разворачивается по типу
вашей газеты: на первой странице формата А4 на примерах показано употребление
времен. Эта раскладушка разворачивается в формат А3 – изображено правописание
окончаний в этих временах. Раскладываем еще – и речь уже идет об употреблении
времен в трех видах предложений...
– Наталия, а мультики вы на уроках с детьми смотрите?
– Конечно! Это работающий прием. Например, есть чудесная серия мультфильмов «Magic
English», где используются диснеевские мультики. Там же есть и задания... Мой
принцип: «Используй все подручные средства и время, которые у тебя есть».
– Получается ли уделять время произношению?
– Да, я обучению произношению уделяю много времени! Иногда в ущерб темпу, который
задает программа. Считаю, что лучше в начальной школе запомнить, как произносятся
слова, чем потом переучиваться, получать замечания, слышать насмешки по этому
поводу от носителей языка.
– Какой результат учеников за учебный год, пока ты преподаешь в МОУ СОШ № 101,
стал для тебя показательным?
– Ребята стали делать домашнее задание! Например, в одном из слабых классов в
начале года только два ребенка из класса выполняли домашнюю работу. Теперь – только
двое не выполняют. Показательно, что некоторые ребята подходят и спрашивают: «А
что мне надо сделать, чтобы исправить тройку? Я хочу знать на четверку!»
– Что надо сделать, чтобы уроки каждого педагога стали качественными?
– А тут также должна быть работа на общий конкретный результат: чтобы, выйдя из
школы, наши дети стали успешными. Если брать конкретно мой предмет, то чтобы дети
могли легко общаться, писать на английском, чтобы могли дружить со всем миром,
поскольку английский язык знают практически везде!
Получается, когда учитель работает на общий результат, то каждый педагог будет
заинтересован в том, чтобы коллега рядом с ним развивался. На мой взгляд, для
этого надо приходить друг к другу на уроки, подсказывать, поддерживать, брать
что-то себе на вооружение, делиться своим опытом... Педагог педагогу прежде всего
друг, а конкуренция – она хороша, но только не в том случае, когда ее заложниками
в итоге становятся дети...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-04-08
|