Правильный выбор – тяжелая ноша
Последние годы богаты переменами и заманчивыми перспективами в области образования.
Тут вам и Болонский процесс, и стандарты новые, и невиданные доселе варианты собственной
профессии. Как и следовало ожидать, все эти благие начинания вызывают огромное
количество споров. Приживется ли западная модель в нашем отечестве и что принесут
эти хваленые реформы, интересно всем, кто хоть как-то связан с кузницей новых
кадров.
Пожалуй, первое преимущество, которое сулит западная система образования, – это
свобода. Во-первых, свобода выбора. Студент ближайшего будущего, подобно посетителю
фуршета со шведским столом, будет набирать себе приглянувшиеся предметы в свой
индивидуальный учебный план. А еще сможет варьировать длительность своего обучения:
хочешь – на бакалавриате затормози, а можешь и на магистра замахнуться. Дело вкуса
и жизненных приоритетов. В общем, не жизнь, а сказка. Только студентам, как и
любому человеку, нравится строить прогнозы, и за экспертным мнением мы обращаемся
к руководителю центра содействия занятости и трудоустройству выпускников педагогического
университета Николаю Ивановичу Тихоненкову и Сергею Владимировичу Романову, специалисту
отдела воспитательной работы университета.
Первым в разговор вступает Николай Иванович: «Высшее образование стало в нашей
стране просто правилом хорошего тона. Никого не удивляет, что молодой человек,
получив заветный диплом, не отправляется на производство, а приступает к получению
второго и третьего высшего образования, недальновидно избегая настоящего трудового
опыта, который так ценится работодателями. В итоге – перенасыщенность рынка труда
научными работниками и поломанные судьбы несостоявшихся в профессии интеллектуалов.
Прекрасно, что в нашей стране есть возможность получения высшего образования,
но реалии таковы, что на нынешний момент куда актуальнее живой опыт, чем теоретическое
знание. Только через практику возможно прийти к адекватному выбору профессии,
правильно расставить жизненные приоритеты. Западная система образования в этом
плане более гибкая: расписание занятий, да и вся система обучения позволяют планировать
свой рабочий день и уделять большее время работе».
Сергей Романов согласен с доводами коллеги, однако настроен более скептично: «Большое
количество курсов по выбору, личный учебный план – все это, безусловно, привлекательно
для любого студента. Однако мне кажется, что на данный момент такая система не
способна прижиться в России. Причина проста. Средний возраст нашего первокурсника
– 17 лет, в то время как в Германии, где мне довелось вплотную познакомиться с
особенностями высшего образования, эта цифра достигает 30. Естественно, что зрелой
личности проще сделать выбор, чем неоперившемуся школьнику, который в условиях
такой свободы наделает больше ошибок, чем грамотных выводов».
– Безусловно, – добавляет Николай Иванович, – в неприспособленности выпускников
виноваты и сами образовательные стандарты, формируемые исключительно государством,
в то время как за рубежом в их составлении участвуют работодатели.
Видимо, вопрос остается открытым, и будущность российских студентов зависит не
только от системы, но и от собственной самостоятельности, ведь свободе тоже нужно
учиться.
Екатерина Ситникова
Опубликовано: 2010-04-01
|