Кино скоро «подешевеет»
В прошлом номере мы уже писали про кинофестиваль «Кино без границ. Лучшее российское
кино 2009», проходивший в Волгограде с 6 по 11 марта. Главным гостем фестиваля
стал режиссер фильма «Сумасшедшая помощь» Борис Хлебников, который рассказал корреспонденту
«Молодого», что будет с авторским кино в ближайшем…
– Говорят, что ситуация с авторским кино не только в России, но и за рубежом становится
все хуже и хуже, а денег на подобные картины уже не допросишься. Чего нам ждать
в ближайшем будущем?
– Все будет нормально. Во всей Европе такая ситуация, и это никого не удивляет.
Кино – это искусство и, по большому счету, оно должно быть бескорыстным. Никто
не ждет возврата денег, а средства на авторское кино выделяются под пунктиком
«поддержка национальной культуры».
– А как же Джим Джармуш, Вим Вандерс и иже с ними? Они-то хоть деньги отбивают?
– Нет, они уже давно не могут найти в Америке средства и все снимают благодаря
европейским фондам. Сейчас еще скоро пленка вымрет, и кино снимать будет еще дешевле…
– А вот Иван Вырыпаев не разделяет вашего оптимизма и даже после того, как «Кислород»
в прокате практически ничего не собрал, грозился «завязать» с кинематографом и
окончательно уйти в театр.
– Он лукавит. Я уверен, что это временно, и он все равно вернется к кино…
– Так как тогда все-таки в идеале надо прокатывать в России авторское кино, чтобы
на нем можно было зарабатывать?
– Для этого надо переделать всю систему проката не только авторского кино, а каждого
фильма по отдельности. Вот, например, фильм Такеши Китано шел в течение года одним
сеансом раз в неделю и благодаря сарафанному радио в итоге стал собирать полные
залы и заработал огромные деньги. На наши фильмы нет вообще никакой рекламы. Вот
его выкинули, его посмотрели два человека, и он через две недели сошел с экрана…
Я готов, чтобы мой фильм выпускали одним залом, но чтобы он шел год. Ведь кому-то
же фильм интересен… Например, в Интернете какое-то движение идет, а фильм уже
скачали несколько тысяч раз, но никто из них до кинотеатра не дошел…
– Да, тем более что это у него очень хорошо получается. Скажите, почему во всех
ваших фильмах снимается Евгений Сытый?
– Евгений Сытый мне безумно нравится как актер. Он, на мой взгляд, потрясающе
одаренный и наблюдательный и относится к разряду тех лицедеев, которые не играют,
а живут в кино, и через секунду вы уже забываете, что он артист.
– Хорошо, а почему тогда он только в ваших фильмах играет? Преданность?
– Вы знаете, наверное, ему не предлагают ничего толкового и интересного, а от
ерунды он всегда отказывается. Его можно понять – у него свой театр в Кемерово,
который до этого возглавлял Евгений Гришковец. Сытый там сейчас главный режиссер,
и он, конечно, самодостаточный и не разменивается по мелочам...
– Вы стали одним из авторов киноальманаха «Короткое замыкание», сняв для него
короткометражку «Позор». Понравилось принимать участие в таком проекте?
– Да, по двум причинам. Во-первых, все режиссеры получились похожими на свои фильмы,
по сути, сняв свой автопортрет. Во-вторых, нам дали задание снять фильмы о любви,
но ни один из этих режиссеров задание не выполнил. Это страшно трогательно. Мы
все оказались словно инфантильные подростки и сняли очень застенчивое кино о любви.
Такое застенчивое, что лучше дернуть за косичку или отобрать портфель вместо того,
чтобы сказать: «Я тебя люблю».
– Как вы считаете, в чем успех таких киноальманахов?
– Это новинка, которая удалась. После «Париж, я тебя люблю» все пошло и поехало.
Я этот формат поддерживаю. Почему, собственно говоря, если у музыки есть множество
форматов, а кино надо сделать полтора часа и ни больше ни меньше… А если у тебя
высказывание на две минуты? Куда его девать? Короткометражку можно снять легко
и быстро, между другими делами, и, что самое интересное, такие альманахи чаще
всего отлично получаются.
– Вам понравилось в Волгограде?
– Последний раз я здесь был в детстве, и мне ужасно хотелось приехать сюда еще.
Я довольно часто езжу по кинофестивалям, которые проходят в разных уголках России,
но иногда становится печально оттого, что некоторые мероприятия подобного плана
проводятся только для отчетности и без особого желания. Здесь я сразу почувствовал,
что люди очень сильно любят то, что они делают, и что за своим маленьким фестивалем
очень тщательно ухаживают.
Антон Ковальский
Опубликовано: 2010-03-25
|