Воспитывать или не надо? Вот в чем вопрос!
...В те незапамятные времена, когда я училась в школе (к слову, закончила я
школу № 106 Советского района ровнехонько в 1990 году), в учебниках по русскому
языку, литературе, истории были задания, в которых речь шла о нравственности,
чести, долге.
Сейчас учебники стали совсем другими. Там такой «идеологической» информации попросту
нет. И, может быть, поэтому многие нынешние школьники на простейший вопрос: «Почему
нельзя воровать?» – искренне выдают: «Потому что в тюрьму посадят!» А на вопрос:
«Почему курить плохо?», отвечают: «Да пусть курит! Этот его выбор меня НИКАК не
касается!» Налицо отсутствие усвоенных моральных норм. Еще один важный момент:
если раньше школьный аттестат назывался все больше «аттестатом зрелости», то сегодня
это – документ, подтверждающий более или менее успешное получение полного среднего
образования.
Конечно, никто не спорит, что воспитание начинается в семье. Но в советские времена
родители «дули в одну дуду» со школой. А теперь эта ноша практически полностью
легла на них. И в рамках современной экономической ситуации для многих и родителей,
и педагогов это бремя становится просто непосильным...
Кто в лес, кто по дрова?
– Считаю, что школа воспитывать должна, – начала разговор Наталья Гаврилова, завуч
по воспитательной работе МОУ СОШ № 23 Советского района. – Какие инструменты она
может привлекать для этого? Убеждение, личный пример, различные мероприятия...
Например, у нас сейчас проходят районные этапы весеннего марафона «Будь здоров!»,
в процессе которого ребята сдают нормативы, участвуют в спортивных соревнованиях
и праздниках. 23 марта у нас пройдет экскурсия по боевым местам, посвященная 65-летию
Победы. Потом состоится месячник по профилактике правонарушений и девиантного
поведения. С беседами к ребятам придут работники милиции, психологи. А потом...
– Есть такое выражение, дескать, результат является великим гуру. Если говорить
об успешности ваших ребят по окончании школы, то какова она?
– Ну, мы все люди разные, поэтому успешность наших ребят еще не является конкретной
иллюстрацией нашей работы. Ведь существует еще и семья, и окружение...
– Что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы дети, заканчивая школу, достигали успехов,
признания, по-хорошему гордились собственной значимостью?
– Возможно, привлечь родителей. Потому что большинство нынешних родителей заняты
либо зарабатыванием денег, либо у них совсем другие интересы в жизни... Еще необходима
единая воспитательная программа на федеральном уровне. А поскольку ее нет, то
сейчас действия школ по вопросам воспитания можно охарактеризовать пословицей:
«Кто в лес, кто по дрова».
– Чего, по-вашему, самого главного не хватает сегодня в воспитании детей?
– Думаю, надо все-таки меньше уделять времени напичкиванию детей информацией,
а больше – их личностному и творческому развитию, росту... Ведь человек, ощущающий
свои способности и стремления, становится самодостаточным, он видит цели и идет
к ним. А значит, у него нормальная самооценка и сбить его с истинного пути уже
трудно...
Когда школа станет хобби
К разговору мы пригласили и Андрея Лукутина, руководителя лаборатории предметов
гуманитарного цикла, в прошлом учителя истории школы № 666 г. Москвы, победителя
конкурса «Учитель года Москвы и России-2004».
– Убежден: успешного человека может воспитать только успешный учитель. Если Марь
Иванна думает только о том, как бы ей дотянуть до пенсии, то это очень плохо отражается
на ее учениках. А интересный преподаватель – личность со своими суждениями и взглядами
на жизнь, и в ребят он вселяет уверенность. Он заинтересовывает учеников жизнью,
окружающим миром, возможностью оставить в этом мире добрую память... Это как раз
то, чему я учу своих учеников. Школа – это мое хобби. Работать в ней по-настоящему
интересно. А зарабатывать, чтобы семья жила безбедно, можно и в других местах.
Например, писать учебники, выступать на конференциях, да мало ли что еще?!
– Получается, во главу угла вы ставите личный пример?
– Безусловно! Любое воспитание может быть только на личном примере. И я такой
пример, надеюсь, подаю своим ученикам. Часто зову их к себе домой. Не просто попить
чаю, а чтобы они увидели, что в нашей семье царят мир и гармония. И потом, когда
даю урок, они видят во мне прежде всего счастливого человека. Вот в этом и заключается
самое главное в воспитании! Знаете притчу про мудреца, который как-то спросил
пришедшего к нему человека: «Как ты собираешься сделать счастливыми своих детей,
если ты сам несчастлив, и твои родители были несчастливыми, и даже прародители
не знали, что такое счастье?». Как историк, я стараюсь сделать так, чтобы мои
ученики идентифицировали себя с прошлым. Поэтому, например, не использую учебники.
В них лишь голая номенклатура, отдельные куски никак не связаны между собой духовной
нитью памяти...
– Но как же вы учите без учебника?!
– Мы с моими учениками сами написали учебник – с древнейших времен по конец XVII
столетия. Работая с источниками, они сами связывали факты в определенную цепочку.
Получилась очень «чувственная» история...
– Андрей Владимирович, резюме: что надо сделать, чтобы эффект воспитания в школе
был максимальным?
– Во-первых, уменьшить тот вал информации, который льется на ученика. Он попросту
в нем задыхается, и вся его энергия тратится на это сопротивление, а не на самопознание,
саморазвитие... Во-вторых, учителя сами должны любить жить. И не просто жить,
а жить полноценно, интересно, радостно, созидательно, чтобы ученикам стало завидно
и они увлеклись этой моделью жизни тоже. В-третьих, школе надо призвать в свои
ряды родителей... Нельзя стоять по разные стороны баррикад! Да и не баррикады
вовсе наши дети. И пусть не все родители смогут участвовать в школьной жизни,
но заинтересованное и безусловное участие хоть некоторых из них сразу изменит
и процесс воспитания: у него появится «семейный уклон»...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-03-25
|