Астрономия vs астрология
По небу, по звездам ориентировались моряки, следя за изменением облаков,
делали выводы шаманы. Неизвестно, почему зайца звездного неба назвали зайцем,
но, очевидно, фантазия у древнего человека была не в пример лучше нашей. Сведения
о небе, о движении планет, о галактике собирались и изучались веками. С обозначения
созвездий человеком прошли тысячелетия, но изучение науки звезд до сих пор так
же важно. Сейчас астрономия, в частности, занимается поиском жизни на других
планетах, посылает в космос радиосообщения со сведениями о Земле и ее обитателях.
Но прежде всего эта наука дает понимание того, что вокруг нас – огромный мир.
Сколько звезд на небе, сколько галактик...
Жаль, что эту науку убрали из обязательной программы во многих школах. И дело
даже не в том, что ребенок не сможет найти Полярную звезду и Большую Медведицу...
Директор Волгоградского планетария Владимир Фролов считает, что астрономия дает
человеку осознание ценности жизни, каждого ее дня:
– Это важная наука. Цирк, театр ничего не дадут, кроме развлечений, впечатлений,
да и то на несколько дней. Астрономия же поможет вам запомнить, что Полярная
звезда находится именно на Севере. По ней можно ориентироваться всегда, где
бы ты ни оказался. Что удивительно: все дети, которые часто приходят к нам в
планетарий, слушают лекции о звездах, с легкостью поступают в высшие учебные
заведения, в том числе московские. Дети смотрят на картинку, слышат голос лектора
и представляют астрономию, космонавтику. Им интересно, они многое берут от посещения
планетария в повседневную жизнь. В Германии почти в каждой школе есть свой маленький
планетарий, в котором преподается астрономия. Кстати, именно в этой стране лучшая
оптика, лучшие линзы, стекла. А ведь чтобы добиться лидерства здесь, необходимо
быть предельно внимательным и точным. Может, это связано с тем, что сегодняшние
специалисты в детстве вместе с астрономией учились мыслить обширно, нестандартно.
– Чему еще учит астрономия?
– Математике, физике, биологии, точности – дисциплинам и качествам, которые
точно пригодятся в будущем становлению человека как личности. Но прежде всего
астрономия учит познанию нашей Вселенной. Дети понимают, что наша планета находится
в галактике, а их около одного миллиона. Человек, который изучает астрономию,
становится намного мудрее, умнее. Он может анализировать события, проводить
параллели между ними, искать связи. Ребенок учится определять и понимать расстояние,
осознает, что мы живем в Северном полушарии и что это значит. Он сможет найти
звезду на небе, не заблудится в лесу, поймет, как вести себя в грозу, при наводнении.
Мы рассказываем им обо всем, восполняем пробел в образовании.
– Стоит ли загадывать желание, когда падают звезды?
– Загадать можно. Но считаю, надо работать, чтобы желание исполнилось. Нельзя
получить все, не сделав для этого ничего, жить только с верой в чудо, в волшебника
в голубом вертолете. Если ты загадаешь: «Хочу завтра получить сто долларов»,
то вряд ли такая мечта исполнится. Все зависит от человека, от его настроя,
от его желания добиться чего-то и способностей для этого.
– Как вы относитесь к астрологии и суевериям?
– А как к ним можно относиться? Конечно, легче думать, что твоя судьба зависит
от того, как «звезды лягут». Но опять же, если ты будешь надеяться на что-то
и ничего не предпринимать, то ничего не добьешься. Думать, действовать, добиваться
надо, чтобы достичь своей цели. Я к гороскопам никак не отношусь.
– Чему сейчас хотите учить зрителя?
– Готовится новая программа о темной и светлой материи. Это труднейший вопрос.
Мы все состоим из материи. Темная материя занимает 96 процентов, тогда как светлая
всего четыре! Сейчас в астрономических материалах начали появляться материалы
на эту тему. Теперь основная проблема с зрительным рядом. Что показать? Мы хотим
рассказать о сложных вещах простыми словам. Чтобы нас понял любой, даже неподготовленный
зритель.
– Зрителей у планетария много?
– В год нас посещает чуть больше 100 тысяч человек. Это больше, чем приходят
в театры или заведения. Потому что планетарий любят. К нам приезжают не только
волгоградцы, но и гости из других городов. Есть постоянные посетители из Астрахани,
Тамбова, Воронежа, Казахстана. Даже с Дальнего Севера и из Киева. В Жирновске
дети в четыре часа утра садятся в автобус, едут полночи, чтобы попасть в планетарий,
увидеть звезды. Это очень приятно. Были у нас и космонавты.
Леонов. Савицкая. Когда из звездного городка Капустин Яр в Астраханской области
происходили запуски, то многие космонавты приезжали к нам, изучали карту обоих
полушарий. Садились в зрительные ряды, смотрели. Без всякого пафоса. Дело еще
в том, что большая часть планетариев в России оказалась закрыта, потому что
раньше они находились в храмах, церквях. Так случилось в Астрахани, Нижнем Новгороде.
Появились надувные планетарии, где картинка совершенно другая, что на небе.
Надувается корпус, включается фонарь с картинкой. Думаю, такие сооружения приносят
больше вреда, чем пользы: дети там сорок пять минут сидят на корточках, их продувает.
– Чем может похвастаться Волгоградский планетарий? Чему сможет научить других?
– Раньше здесь была очень старая техника, с киноустановками. Мы крутили старые
широкие пленки из Мосфильма. Документальные, детские. Тогда на 7-й Гвардейской
был прокат, где мы покупали фильмы. Сейчас у нас экран в пять раз больше, что
позволяет видеть движение даже отдельного листочка. Все можно разглядеть как
под микроскопом. Что еще ценно? Наш купол полотняный, на нем нет блеска. Дети
выходят из планетария, смотрят наверх и понимают, что картинка совпадает. Малые
планеты и большие, звезды и созвездия – все один в один. А значит, то, чему
мы учим, правдиво. И пригодится в повседневной жизни. В Ленинграде до пожара
был такой же качественный купол. Потом там установили пластины со специальным
покрытием. Картинка получилась как в тумане. Три месяца над четким изображением
работали специалисты из Германии, которые пришли к выводу, что купол просто
следует поменять на полотняный.
– У вас раньше были слайды...
– Слайды что? Еще стекляшки были, которые мы раскрашивали разными красками.
Стекла целыми ящиками заказывали под Ленинградом. Потом они помещались в специальный
фонарь, откуда и проецировалось изображение. Я проехал все планетарии Германии,
чтобы посмотреть, как обстоят дела у них. Там само отношение к планетариям другое,
есть огромные заводы, которые готовят всю оптику: очки, бинокли, телескопы.
Я был на этом заводе, встречался с человеком, который изготовил для нашего планетария
карту Северного и Южного полушария. Это очень сложная и ответственная работа!
В медной пластине пробиваются дырочки – созвездия. Под копирку, конечно. Но
это ювелирная работа. Необходимо знать точную картину звездного неба. Сейчас
мы прогоняем все через компьютер, чтобы добиться четкого звучания.
– Сам вид планетария настраивает на путешествие к звездам...
– Сюда приезжала группа художников, которая изготовила здесь портрет Сталина
из полудрагоценных камней. С камнями может работать не каждый художник. Портрет
доверили художнику Аракелову, который «рисовал» профессоров в МГУ. Говорят,
дочь Сталина признала портрет похожим на его отца. Это, думаю, высшая похвала
для художника. Во время развенчания культа Сталина портрет был заклеен. И вот
уже потом, по разрешению руководства, мы наняли реставраторов, которые по ночам
в течение нескольких недель слой за слоем снимали краску, газеты. Я думал, камни
растащили, но они оказались в целости. Сегодня люди восхищаются даже не портретом,
а произведением искусства, сделанным на высочайшем уровне. Я думаю, очень важно,
что, помимо знаний, которые даются здесь, человек может прогуляться и по самому
планетарию...
– Может ли компьютер заменить учителя, лектора?
– Нет. Мы тоже задавали себе этот вопрос. Лекцию необходимо долго отрабатывать,
отбирая только то, что пригодится человеку в жизни, в учебе. Это работа двух-четырех
месяцев. Качество лекции оценивается ее пользой. Что останется у человека после
лекций? Чему он научится и что сможет рассказать другим? Учит ведь не компьютер.
Учит человек...
– Верите в пророчества 2012?
– Нет. Вспышки на Солнце есть. Но это явление не сегодняшнего дня и не вчерашнего.
Они есть миллиарды лет. Да, они более ощутимы в феврале этого года. Но чего-то
особого, что повлияло бы на состояние земли, вряд ли. Думаю, стоит больше опасаться
войны, что мы можем чего-то не поделить с другим народом. А космос... Если бы
скорость космических кораблей была не 8 км в секунду, а 400 тысяч, мы быстрей
бы добрались до Марса и узнали точно, что там творится. Сейчас есть данные о
том, что на Марсе есть вода. Может, жизнь там прекратилась из-за каких-то разборок?
Но, надеюсь, мы придем к пониманию, что жизнь зависит от всех, от каждого из
нас.
7 фактов об астрономии
1. Несколько лет назад Международный астрономический союз лишил Плутон
статуса планеты, назвав его карликовой планетой. Однако это решение понравилось
не всем. В марте 2009 года сенат штата Иллинойс принял постановление, что Плутон
будет считаться в штате планетой.
2. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой
Медведицы – Конь на приколе (имеется в виду пасущийся конь, привязанный веревкой
к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.
3. Древнегреческая богиня правды Дике была второстепенным персонажем пантеона,
но дала название сразу двум знакам зодиака. По легенде, она жила на Земле с
людьми, а потом вознеслась на небо и стала созвездием Девы. А ее неизменный
атрибут – весы, аналогичный весам правосудия ее матери Фемиды, стал созвездием
Весов.
4. Инквизиция заставила Галилея отречься от своих слов о том, что Земля вертится
вокруг Солнца, а не наоборот, но своих убеждений ученый не поменял. Однако знаменитую
фразу «И все-таки она вертится!» он не произносил. Этот миф сочинил через сто
лет итальянский журналист.
5. Только в 1992 году Ватикан официально признал, что Земля не является неподвижным
телом и действительно вращается вокруг Солнца.
6. Число участников популярной компьютерной программы SETI@home, позволяющей
любому пользователю сети Интернет участвовать в поиске внеземных цивилизаций,
превысило 3 миллиона.
7. В 1835 году рядом с Землей пролетала комета Галлея, а через две недели после
ее перигелия родился Марк Твен. В 1909 году он написал: «Я пришел в этот мир
с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Так и случилось:
Твен умер 21 апреля 1910 года, на следующий день после очередного перигелия
кометы.
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-03-18
|