Зодчий, подаривший городу душу…
Проходишь мимо Главпочтамта – «Спасибо, Левитан!». Увидел здание медуниверситета:
«Слава Левитану!». Подходишь к площади Павших борцов: «Благодарим, Ефим Иосифович!».
Именно так, перефразировав слова Аркадия Гайдара из сказки о Мальчише-Кибальчише,
можно сказать об архитекторе Ефиме Иосифовиче Левитане. Почти каждое здание
в Центральном районе – его рук дело. За архитектуру центрального ансамбля Волгограда
в 1966 году он был награжден золотой медалью ВДНХ, а за первое вновь построенное
после войны здание – высшей партийной школы, на данный момент это медуниверситет,
– он был удостоен Государственной премии СССР.
Шедевры Левитана – визитная карточка Волгограда
Знаем наших?
Первое, что бросается в глаза, едва проходишь в гостиную Ефима Левитана, –
огромные, почти во всю стену стеллажи с книгами. Потертые строительные справочники,
громоздкие художественные альбомы, сочинения классиков… Хозяин перехватывает
мой восхищенный взгляд. «Сейчас я книги сам не покупаю. Дочь – она живет в Москве
– постоянно помногу присылает...». Сидя в этой квартире, среди немногочисленных
вещей, каждая из которых могла бы рассказать собственную длинную историю, я
не верила, что попала в гости к знаменитому архитектору.
На круглом столе Ефим Иосифович раскладывает сложенный из нескольких листов
ватмана план Волгограда. Неполный – нет на нем появившегося в последние десятилетия
«крайнего юга» города. «Вот все, что я успел сделать», – комментирует Левитан,
указывая на отмеченные красным квадратики объектов. Распределены они неравномерно.
Самый центр бывшего Сталинграда почти весь закрашен алым фломастером; дальше
на юг – обрывочный красный пунктир по Кировскому району; и опять созвездие ярких
отметин в Красноармейске.
Чтобы пересчитать дома, поднявшиеся по проектам Ефима Левитана, пальцев не хватит.
Но все эти здания отличает особенный стиль, который безошибочно угадает любой
волгоградец. Проекты Левитана – истинное лицо послевоенного Сталинграда, душа
сегодняшнего Волгограда.
– Я приехал сюда, когда еще шла война, – в 1943 году, получил направление на
строительство «Красного Октября». Это был трест по восстановлению завода «Красный
Октябрь» и жилых построек в районах Малой и Большой Франции, – вспоминает Левитан,
крепко затягиваясь «Явой» («Сигареты – единственная радость, которая в жизни
осталась», – шутит архитектор). – Встретил Василия Николаевича Симбирцева, первого
главного архитектора города. Он стал биться за то, чтобы меня со строек отправили
на
проектировку. В марте 1946 года я уже числился в архитектурно-проектной мастерской.
Там я проработал сорок шесть лет, пока в 1992 г. не ушел на пенсию.
Время восстановления Сталинграда Левитан вспоминает с удовольствием. Был запал,
бешеное желание работать, была единая команда, потому что знали – трудятся для
своих, родных советских людей, победивших в страшной войне, а потому заслуживающих
самого лучшего.
Центральный универмаг
Первый камень
Первым воплотившимся проектом Левитана стал кинотеатр «Победа». А потом… Левитановские
детища росли и множились по всему Центральному району. До сих пор эти здания считаются
признанной классикой архитектуры: музучилище за драмтеатром, здание Главпочтамта
и «Волгоградэнерго», ряд жилых домов от пр. Ленина до ул.Чуйкова, Центральный
универмаг…
– В ту пору запроектированная мной стеклянная вставка в фасаде универмага считалась
настоящим авангардом, – рассказывает Ефим Иосифович. – Люди не были избалованы
такого рода «излишествами», поэтому на наш универмаг ходили смотреть как на диковинку.
Настоящим чудом зодчества выглядел и ресторан «Маяк» – до сих пор он имеет полное
право называться лучшим сооружением на всей набережной (один из волгоградских
поэтов отметил: «Его рисунок точен, легка его рука, а стиль его отточен, как шпиль
у «Маяка»). Правда, Левитан недоволен той реконструкцией, которую провели по проекту
архитектора Коссовича новые хозяева «Маяка». Автор «архетипа» считает, что шпиль
ресторана нельзя было красить белой краской, а новое сверкающее крыльцо было бы
к лицу любому объекту, только не этому. «Это – не архитектура», – категоричен
мастер.
Однако больше всего дорога Ефиму Иосифовичу другая работа – проект Дворца пионеров
(ГДЮЦ): «потому что он доставил мне много мучений». Одним из главных проектов
Левитана является здание Главпочтамта. Ефим Иосифович заложил в фундамент почты
пять копеек – на счастье.
– Чтобы здание стояло века, еще древние строители клали в фундамент строящегося
дома монету, так делаю и я. Главпочтамт будет стоять лет сто или двести. Это я
вам обещаю! – сказал «автор города».
– Сегодня вы можете сказать, что Волгоград удался?
– Безусловно. Это мой город, который я строил, поэтому люблю его, каким бы он
ни был. Это мой ребенок.
Евгения Тарасова
Опубликовано: 2004-01-29
|