Кто «шкодит» в школах?
Почему «второй дом» порой превращается в колонию строгого режима? Кто в
этом виноват? Школьные шалости советских времен, когда подростки подкладывали
на стул кнопки и прятали портфели, ушли в прошлое, ровным счетом как и бумажка
на спине с провокационной надписью «Пни меня!». Нет! Сейчас «замесы» покруче:
для школьников мобильные телефоны – объект тревоги номер один.
За прошлый год в школах и на пришкольных участках было похищено почти 200 мобильников.
«Порядочные» воры, которые, как солдат, ребенка не обидят, ушли в прошлое –
в 30 случаях преступники «надували» наивных детей. Но самое страшное, что более
половины всех правонарушений, случившихся в школьных стенах или на школьном
дворе, – откровенные грабежи по «гоповской» системе.
В последних числах прошлого года разразился скандал в гимназии № 11 Дзержинского
района г. Волгограда. Мужчина славянской внешности зашел в класс, где ребята
после уроков дописывали контрольную работу, представился сотрудником милиции
и попросил детей отдать ему мобильные телефоны для какой-то проверки. Разумеется,
ребятишки из 4-го класса не заметили подвоха, тем более что мужчина показал
им «красную корочку», правда не разворачивая. Забрав восемь сотовых телефонов,
мошенник беспрепятственно покинул стены гимназии. Что делал в это время охранник
(гимназию охранял не пенсионер-сторож, а ЧОП. – Прим. авт.) и как вообще он
пустил непонятно кого в школу? Вопрос риторический... По горячим следам преступников
(их оказалось двое) задержали сотрудники уголовного розыска УВД г. Волгограда.
Когда мы попытались выяснить у директора гимназии, изменилось ли что-нибудь
в системе охраны, то в ответ получили лишь массу нареканий и обвинений в том,
что мы «желтая пресса». Как будто «нежелтая» пресса не имеет права интересоваться
вопросами безопасности детей. Ну что ж, остается только надеяться, что этот
случай научил детей не быть такими доверчивыми, а учителей уделять повышенное
внимание безопасности школьников. И, может быть, даже стал предметом разбирательства
в системе образования.
Комментарии специалистов
Ирина Ермолаева, заведующая научно-методическим отделом Волгоградского института
молодежной политики и социальной работы, психолог:
– Любое правонарушение – это в первую очередь дело правоохранительных органов.
Но если пострадавший – подросток, нужно учитывать особенности его психологии.
У сотрудников милиции свои методы получения информации – допрос; чтобы это не
«замкнуло» школьника, перед беседой с милицией с ним нужно поговорить «доверительному
лицу», то есть человеку, которому школьник доверяет, – психологу или классному
руководителю. «Шоковое поведение» непосредственно в момент совершения правонарушения
может сыграть как на руку преступнику, так и против него. В моей практике был
случай, когда школьник, попав в сложную ситуацию, согнулся пополам, делая вид,
что у него болит живот, и упал к ногам прохожего. Это привлекло внимание окружающих
и спугнуло преступника.
Денис Сысоев, адвокат:
– В случае правонарушения против вас, совершенного в стенах школы, сразу нужно
писать заявление в прокуратуру. Нужно привлекать к ответственности и классного
руководителя, и директора. Вплоть до требования компенсации от школы в судебном
порядке. Родители платят за охрану детей, и если охрана подкачала, школа будет
ответчиком. Если «воровской бизнес» процветает внутри школы, также пишется заявление
в милицию с указанием имени преступника. А дальше уже будут разбираться органы,
кто будет ответчиком, – родители, опекуны или сам ребенок. Не надо забывать,
что в особо тяжких преступлениях возраст уголовной ответственности – 13 лет.
Виктория Шалимова, старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних
милиции общественной безопасности УВД по городу Волгограду:
– С 2006 года в средних общеобразовательных учреждениях города увеличилось число
школьных инспекторов. В целом мы контролируем криминальную обстановку в школах,
на опасных участках усиливаем бдительность. Школьные инспекторы ведут профилактическую
работу с подростками, проводят индивидуальные беседы со школьниками, состоящими
на внутришкольном учете и на учете в банке семей, находящихся в трудном социальном
положении. Мы ведем работу и по пресечению правонарушений. Но это делать сложно
без помощи родителей, которые должны настраивать детей не доверять посторонним
людям и, конечно, осуждать противозаконные действия.
Анастасия Морылева
Опубликовано: 2010-03-11
|