Самолет-легенда
10 марта 1941 г. был выпущен первый серийный штурмовик Ил-2
Теоретические разработки «летающего танка» начались еще в 1934 г., в 1937
г. появились первые эскизы, а 27 января 1938 г. С.В. Ильюшин, начальник 1-го
Главного управления народного комиссариата оборонной промышленности и главный
конструктор завода № 39, направил И.В. Сталину докладную записку, попросив освободить
его от должности начальника главка и официально поручить ему разработку такого
самолета.
«Сегодня назрела необходимость создания штурмовика, у которого все жизненные
части забронированы» – писал Ильюшин Сталину. Сначала был сконструирован двухместный
самолет. Его особенностью была бронированная оболочка, которая составляла единое
целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный
бак. Самолеты-штурмовики, предназначенные для поражения с малых высот, применяются
в тактической зоне – на поле боя для поддержки сухопутных войск и сил флота.
Самолет Ильюшина прекрасно подходил к роли штурмовика, так как был хорошо защищен
при штурмовке с малых высот. Но от него отказались в пользу более легкой одноместной
модели: для увеличения дальности полета и в связи с установкой более мощного
двигателя на месте стрелка в самолете установили дополнительный топливный бак
на 200 л.
Утром 10 марта серийный Ил ушел в свой первый испытательный полет – два круга
над аэродромом. Боевое крещение штурмовика состоялось 27 июня 1941 г. на Западном
фронте, когда в 19.40 пятерка Ил-2 нанесла удар бомбами и ракетами по колонне
немецких танков на Слуцком шоссе в районе Бобруйска. Появление Ил-2 на фронтах
явилось неожиданностью для противника. Они успешно действовали против бронетанковых
и мотомеханизированных частей противника. Разнообразный состав вооружения (два
пулемета, две пушки, восемь реактивных снарядов и 400–600 кг бомбы) обеспечивал
поражение различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских
и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов.
Однако боевое применение Ил-2 выявило крупный недостаток, приводивший к большим
потерям: истребители противника атаковали наши штурмовики с незащищенной задней
полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади
стала очевидной. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту
Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Летом 1942 г. началась
переделка одноместных самолетов в двухместные. Сзади со стороны хвостовой части
стрелка прикрывала тонкая 6-мм бронеплита, вооруженная крупнокалиберным пулеметом
Березина. Было переоборудовано около 1200 самолетов.
Осенью 1942 г. авиазаводы начали выпуск двухместного штурмовика, но это происходило
медленно. 25 сентября 1942 г. командующий ВВС А.А. Новиков в письме к Сталину
просил «ускорить производство двухместных штурмовиков ИЛ-2 с установкой... в
кабине стрелка крупнокалиберного пулемета». Это позволило бы вводить в бой штурмовики
без прикрытия истребителей. До начала 1943 г. двухместные и одноместные Ил-2
выпускались параллельно.
Из-за больших потерь в начале войны среди молодых летчиков бытовало мнение,
что летчик-штурмовик – это смертник. Но опытные летчики смело вступали в бой
с истребителями противника. 3 сентября 1942 г. под Сталинградом командир эскадрильи
694-го штурмового авиационного полка капитан Виноградов в одиночку вступил в
бой с «мессером» и сбил его. Ил-2 обладал в 2 раза меньшим радиусом и в 1,5
раза меньшим временем виража, чем немецкий Me-109. Стоило штурмовику сбросить
скорость, как атакующий сзади «мессер» проскакивал вперед, а залп пушек разносил
его в щепки. По этой причине атаковать Илы в лобовую немцы не осмеливались.
Оружие смелых
Эталоном подвига в небе стал воздушный таран, когда летчик, ставя на карту свою
жизнь, обрушивал удар своей машины на самолет врага. Воздушный таран не был
предусмотрен воинским уставом, инструкциями. Советские летчики прибегали к такому
крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам,
чувство долга и личной ответственности за судьбу страны.
Таран применяли на всех типах самолетов: истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках,
разведчиках. Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили
более 600 таранов. Из них более пятидесяти – на территории Сталинградской области.
Около 2/3 совершенных таранов пришлось на 1941–1942 гг. – самый тяжелый период
войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший
приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 м во избежание тарана.
Распространено мнение, что таран – это некий фатальный акт самопожертвования.
Как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% летчиков.
Остальные оставались живы и продолжали вести бой, совершая посадку на своем
самолете. 15 января 1943 г. Ф.И. Литвинов, командир звена 230-го штурмового
авиационного полка, в составе семерки Ил-2 вылетел на штурмовку войск противника
юго-восточнее Ленинграда. Подойдя к линии фронта, Илы начали штурмовать позиции
врага. В это время показались 6 Me-109. Литвинов развернулся в их сторону и
открыл огонь из пушек. «Мессершмитты» повернули назад. Позже атака истребителей
противника повторилась. Одному из них удалось зайти в хвост самолету Литвинова
и открыть огонь. Тогда Литвинов сбросил обороты двигателя и пропустил «мессершмитт»
вперед. Стрелять по нему было нельзя, так как он находился рядом и ниже. Чтобы
не дать ему уйти, Литвинов решил таранить. Винтом своего самолета он нанес удар
по хвостовому оперению «мессершмитта», и тот камнем свалился на землю. Свой
самолет Литвинов привел на аэродром и произвел посадку.
В общей сложности было изготовлено 36163 самолета Ил-2. Это самый массовый советский
самолет времен Второй мировой войны. Его производство продолжалось до 1945 г.,
когда его сменил цельнометаллический штурмовик Ил-10.
Вторую жизнь штурмовик получил в 2001 г. с выходом в свет компьютерной игры
«Ил-2. Штурмовик». По мнению геймеров, по сравнению с другими авиасимуляторами
это самый сложный по управлению и тактике ведения боя самолет. Игра, основанная
на реальных исторических событиях, стала столь популярной, что уже выпущено
16 игр-продолжений.
В музее-панораме «Сталинградская битва» со стороны Волги располагается экспозиция
авиатехники периода Великой Отечественной войны. Здесь и стоит штурмовик Ил-2,
самолет-легенда...
Елена Гладкова
Опубликовано: 2010-03-11
|