Возведем царицу всех наук на трон?
О том, что математику нынешние педагоги преподают в школах малоэффективно,
свидетельствует тот факт, что ЕГЭ по этому предмету наш регион начиная с 2007
года в среднем выше «трояка» (если брать традиционную шкалу школьных отметок)
не пишет. Смешно думать, что дети пошли нынче бездарные. Скорее всего, «загвоздка»
в том, как и кем преподается математика. А ЕГЭ – это только «лакмусовая бумажка»,
наглядно иллюстрирующая те процессы, которые происходят в школьном преподавании
математики.
– Мы задались вопросом: как сделать так, чтобы дети, с одной стороны, полюбили
математику, а с другой – понимали бы ее и могли применять ее законы и на уроке
и в жизни, – начала разговор Лариса Тропкина, директор лицея № 5 (в прошлом
– «математической» школы № 8). – Ведь математика нужна не только тем, кто свяжет
свою жизнь с инженерией, строительством, медициной, но и в бизнесе, театре,
спорте... Математика является уникальным инструментом, позволяющим стать успешными
в жизни. Ну, недаром же она признана царицей всех наук.
– Лариса Александровна, и с чего же вы начали ответ на поставленный вопрос?
– Мы всегда ищем вопросы в нашей истории. У лицея богатая история математического
образования, ведь наша школа первой получила статус «математической» в 1964
году. Основываясь на традициях, мы всегда ищем что-то новое. Именно это двигало
нами, и когда совместно с Волгоградским педуниверситетом и комитетом по образованию
г. Волгограда мы провели в минувшем феврале городской научно-методический семинар
«Актуальные вопросы преподавания математики в средней школе», в котором принял
участие кандидат физико-математических наук, профессор алгебры и геометрии Тольяттинского
государственного университета, автор учебников геометрии для 10-го и 11-го классов
с углубленным и профильным изучением математики в общеобразовательных учреждениях
Евгений Потоскуев. Да, нас, лицей № 5, сильно заботит проблема эффективного
преподавания математики, в частности в нашей школе, но если бы мы пригласили
Евгения Викторовича только «для себя», то это было бы нечестно по отношению
к другим школам. Кстати, в нашем трехдневном семинаре приняли участие 92 преподавателя
из разных волгоградских школ.
– Понимаю, что семинар был предназначен для взрослых педагогов. Но все-таки,
были ли интересны предложенные Евгением Викторовичем инновации в преподавании
математики детям? Ведь стараются-то для них!
– Я приведу такой пример: на семинаре работали ребята, занимающиеся в студии
нашего лицейского телевидения. Они добросовестно сняли мое приветственное слово
и собирались уже было свернуться – дескать, ничего интересного больше не будет.
Но когда начал рассказывать Евгений Викторович, мальчишки даже забыли о том,
что они – снимают. Тему, которую по геометрии проходят только в девятом классе,
наши ребята-восьмиклассники слушали, раскрыв рот. Мы их не могли оттуда увести.
И после ребята наперебой заявляли мне, дескать, поняли ее так хорошо, что в
девятом классе и не надо будет ничего повторять...
– В чем же секрет преподавания Евгения Потоскуева?
– Первое, что удивляет, он чертит прямые линии от руки так же ровно, как будто
пользуется линейкой. Он преподает математику, как будто это – литература. Образно.
Ярко. Доходчиво. И – увлекательно. В смысле он так увлекает своим предметом,
как будто это роман или детектив.
– А еще?
– Если говорить о конкретных нововведениях, то их так сразу трудно перечислить,
– вступила в разговор преподаватель ВГПУ, кандидат математических наук Галина
Ковалева. – Например, для решения геометрических задач Евгений Викторович использует
метод вспомогательной окружности. Он очень грамотно строит чертежи – в наших
учебниках ведь в чертежах много ошибок. Он сам строит с классом сечение той
или другой фигуры. Не дает его в готовом виде, как это делает большинство учебников,
а разворачивает построение в динамике. Получается как кино. Евгений Викторович
по-своему работает с перечнем задач. Ведь в школах как обычно поступают учителя:
задачи «а» и «б» решают в классе, а «в» и «г» даются на дом. Потоскуев старается
«выжать» из задач все возможное: интерпретировать их так и эдак, чтоб развить
гибкость мышления школьников. Он очень интересно работает с векторами и системой
координат. Не секрет, что школьники не понимают этой темы, учат для того, чтоб
просто вызубрить. А он «подтягивает» эту тему к повседневной жизни. Мотивирует,
для чего это надо знать, где именно пригодится. Собственно, на осознанной мотивации
и на учении «достучаться» до ребят разных психологических типов и строятся уроки
геометрии Потоскуева.
– Такой вопрос: в лицее № 5 тоже делят ребят на «гуманитариев» и «математиков»?
– Ничего подобного! Мы ушли от этой практики, потому что она малоэффективна.
Получается, мы обделяем тех, кого принято называть «гуманитариями». Мы считаем
ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ребят творческими, а значит, математически одаренными. Только
одни более склонны к интеллектуальному творчеству, а другие – к художественному.
И задача преподавателя математики найти тот «язык», который будет понятен тому
или другому ребенку. Например, у нас в лицее есть парень, которому математика
дается с трудом. Он рэпер. Вот мы и решили переложить для него математические
темы на «рэперский» язык. Кстати, в отношении него мы так же поступили и с историей.
Да он прекрасные стихи написал на темы конкретных исторических параграфов! Думаю,
и с математикой мы сладим...
– Какой результат покажет, что прошедший семинар принес свои плоды?
– Если брать глобально, наши выпускники, окончив лицей № 5, смогут решать математические
задачи, но уже поставленные самой жизнью. Ведь законы математики действуют в
любой отрасли... Если брать на ближайший год, больше ребят станет учить математику
осознанно, «для жизни», а не ради учителей или родителей. Кстати, мотивировать
их на этот «процесс» мы намерены еще одним визитом Евгения Потоскуева. Думаю,
это произойдет в сентябре 2010 года. Как еще один подарок в Год учителя и педагогам
Волгограда, и ученикам... И если уж заговорили о подарках, то есть задумки создать
при Волгоградском педагогическом университете математическую школу для всех
ребят, увлеченных математикой. Там не будет отбора. Отбор будет осуществляться
только результатом: справляешься ли с заданием, интересно ли тебе в нашей математической
школе?
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-03-04
|