Эрзац-образование
Образование стало выдаваться дозированно. Многие профессии оказались невостребованными,
и выпускники вуза юристы, экономисты не смогли найти работу по специальности…
Что делать, чтобы не оказаться на обочине жизни? О подводных камнях образования
знает известный математик, автор нескольких книг для школьников, кандидат технических
наук Сергей Тынянкин.
– Производство все больше автоматизируется. Человек приходит на работу в офис
и нажимает кнопочку. Он может даже не знать бухгалтерию. Все делает программа,
– с горечью говорит Сергей Александрович. – В материальном производстве то же
самое. Кнопку нажал – машина работает. То есть уровень рядовых работников должен
быть все ниже.
– Зачем же это нужно?
– Обществу нужен слой высокообразованных людей. По разным оценкам таких людей
должно быть 1–3 процента. На это существует МГУ, «Бауманка», физтех, МАИ. Это
те, кто будет строить самолеты, космические, водяные корабли, мосты, тоннели.
Остальные – просто исполнители. Оценки здесь ставят за выполнение образцов.
Как только я узнаю про новую педагогическую систему, то сразу настораживаюсь.
Эти так называемые «новые методики» – преступление перед детьми. Сейчас в младших
классах довольно активно внедряется методика, обозначенная именем человека,
которым не хочется оскорблять бумагу. После занятий по этой так называемой «новой
методике» дети не могут решать простейшие задачи. Они не хотят и уже не могут
сами соображать, ждут на все подсказки, и в целом у многих из них появляются
проблемы с психикой. Через несколько лет эти подросшие дети станут послушными
исполнителями, не способными ни к какой творческой работе, потому что на самых
ранних стадиях образования их способность к творчеству начисто отключена этими
«новейшими методиками». Этих детей уже нельзя переучить, они разучились соображать.
Все, на что будут способны такие молодые люди, – выполнять малоквалифицированную
работу и после этой работы идти в развлекательный центр.
Должна быть жесточайшая борьба с коррупцией в образовательной среде, увеличение
сложности учебных программ, безоговорочное закрытие всех платных вузов, сокращение
числа студентов, полная отмена системы заочного и вечернего образования и многое
другое. Заметьте: в Волгограде построено великое множество торгово-развлекательных
центров. Эти центры формируют у молодежи культ глупости, легкости жизни, создают
на незначительное время иллюзию отдыха от малооплачиваемой, скучной и однообразной
работы. Но вот юноша выходит из такого центра и знает: завтра на работу, там
не повеселишься, начальника надо слушаться беспрекословно, иначе вылетишь с
работы, и т. д. А в ТРЦ – иллюзия легкости и красоты жизни. Что-то вроде наркотика
для личности в целом, не только для мозгов.
– Но гоняться за знаниями – все равно что искать журавля в небе. Есть ли там
птичка, улетела ли – неясно, а трудиться надо. Есть ли смысл становиться лучше?
– Нет, это не то, что искать птичку в небе. В небе неизвестно, найдешь ее или
нет, а здесь точно поймаешь. Умным больше везет потому, что они более, чем неумные,
могут определить, где ловятся птички, как их ловить и т. д. Зачем нужна теория
без практики? На то она и теория, чтобы ее применять и чтобы узнавать с ее помощью
что-то новое. Тогда всех птичек и переловим... А что такое «лучше»? Это слишком
широкий термин. Что означает «стать лучше», неясно. Стать грамотнее, образованнее
и т. п. – это понятно. А вот «стать лучше» – совсем непонятно.
– Это вечный спор о теории и практике.
– А это спор на самом деле о пустом. Теория и практика друг без друга непродуктивны
и питают друг друга. Эх, если бы в школах и в вузах хорошо преподавали концепции
современного естество-знания (КСЕ) и теорию познания! Ведь рассказ про звезды
и эволюцию – это очень малая часть КСЕ и очень второстепенная. Главное здесь
– это философия познания, основные идеи, которые создают науку, обсуждение путей
познания, то есть обсуждение того, почему и как произошло то или иное знание,
почему оно было добыто именно тогда и именно там и т. п. Кроме того, в КСЕ надо
обсуждать состояние современной науки в целом, ее пути, направления…
– Но ведь человек может задаться целью измениться? Может, для этого кумира найдет,
на курсы запишется...
– Задача всякого кумира – сделать так, чтобы человек не соображал и слепо следовал
этому кумиру. Человек, ищущий кумира, хочет лишь подражать ему, так проще. Не
надо напрягаться, не надо учиться, трудиться, стараться, надо лишь только подражать.
Этому в принципе можно научить и обезьяну. Что касается школ, курсов и тому
подобного, то они ведь не учат, как стать личностью. Они учат только, как КАЗАТЬСЯ
личностью, при том что человек как был пустышкой, так ей и останется. Он только
научится ДЕЛАТЬ ВИД, но не более того. А чтобы БЫТЬ личностью, надо много учиться,
стараться, трудиться, думать и еще раз учиться, стараться... Это трудно. Школы
создают видимость того, что стать значительным человеком очень просто: достаточно
заплатить деньги за курсы, походить на занятия, и все, «ЛИЧНОСТЬ» готова. Это
называется «мыльный пузырь».
– Но ведь не только знания определяют Личность...
– Не только знания, но они – основа личности! Никакие курсы не помогут стать
значительным человеком, они, повторюсь, помогут только казаться таким. Узнавать
новое можно как угодно, но в основе – личный труд: чтение, размышления, творческая
работа. В этом смысле рядовой рабочий у станка не создает ничего нового. А вот,
к примеру, рабочий сверхвысокой квалификации, каких осталось единицы, – это
творческий человек. Он может сделать такую железяку, без схемы, какую никто
не сделает...
– Какие-то опорные задачи при этом должны быть….
– Опорными могут быть идеи, но не задачи, вне которых человек мыслить уже не
может. Опорные задачи – порок всей педагогики. Они могут научить только одному
– решать себе подобные примеры. Больше ничего нельзя решить. Девочка-секретарша,
разбирающаяся только в системе 1С, знает, что уже никогда из этого круга не
вырвется, она навсегда в этом подвальном офисе. Даже если думает: «Я поработаю
и уйду». Куда? В соседний подвал?! Чтобы вырваться, нужно образование. Но вот
человек пришел домой, поел, постирал штаны… Вряд ли он пойдет в оперу. Он включает
«ящик». Там «Дом-2», Петросян и, извините, Гальцев. Интеллектуальный уровень
минимальный. Почему? Выше не пройдет. И не нужно. Человек на работе упахался.
Ему нужна иллюзия отдыха. Ее дает «Comedy Club». Низкий уровень хорошо перевариваем.
Что говорит та же реклама? Купи мобильник – и будешь превосходить других! Или
выпей кока-колы… Всем же хочется превосходить других… Не надо ни учиться, ни
трудиться, ни напрягаться.
– Человек может задаться целью изменить что-нибудь?
– Да. Но ты не можешь проснуться и сказать: «К вечеру я стану интеллигентом».
Нужно самовоспитываться с детства. Читать больше, узнавать не только то, что
назначают в школьной программе. Думать, анализировать. У человека должна быть
логика, он должен научиться думать, строить логические построения. Знания нужны.
Но знания мыслителя, а не исполнителя, загнанного в узкие рамки «образцов» и
опорных задач. Волшебной палочки нет. Выучившись на экономиста, ты не будешь
грести деньги лопатой. Никто не будет стелить тебе ковровую дорожку, посыпать
цветами. Это иллюзия. Ничего не произведя, нельзя стать богатым.
– На сайте ВКонтакте на вашей «стене» пишут, что у вас другая математика...
А как это? Чем она отличается от школьной программы?
– У меня нормальная, обычная логичная математика. Без зубрежки, с необходимостью
соображать самому, без многочисленных дикостей, которые есть в школе и которые
преподносят как математику, но ею не являются. Математика едина, идеи ее преподавания
со времен Пифагора не изменились, потому что не изменилась логика. У меня никаких
педагогических изобретений, наоборот: старые, очень старые педагогические приемы.
Называются они просто: изложение должно быть логичным, последовательным и полным.
В школьной программе присутствует не математика, а некоторый ее эрзац, видимость,
попытка за короткое учебное время дать школьнику упрощенную видимость знаний.
А я хочу дать настоящие знания.
– О каких школьных дикостях вы говорите?
– Школа не ставит целью научить соображать. Она ставит целью дать некий минимальный
набор знаний, необходимый для того, чтобы человек умел сосчитать сдачу, набрать
номер на телефоне и нажать еще пару кнопок, не понимая, что он делает. Здесь
в полной мере проводится идея минимизации знаний, даваемых в школе. Государству
не нужно слишком много грамотных людей: они опасны для власти, и подготовка
их обходится дорого. Сейчас в пединституты идут поступать те молодые люди, которые
понимают, что ни в один приличный вуз они не поступят и учиться там не смогут.
Потом кто-то из них идет работать школьными учителями. То, что происходит в
системе нашего в первую очередь средненького образования, – это тоже своего
рода система. Как только учитель произносит на уроке: «Мы будем решать задачи
по образцу», сразу становится понятно, что такой учитель сам педагогически безграмотен
и его цель – подготовить дебила, который не сможет в дальнейшем соображать,
но только сможет нажимать кнопки «по образцу», то есть согласно инструкции...
Елена Терещенкова, декан факультета управления и экономики МГЭИ:
За 19 лет педагогической практики, одиннадцать из которых прошли в школе, с
полной уверенностью заявляю, что раньше подготовка была гораздо лучше. Учителя
давали неплохую теоретическую и практическую базу для поступления. Теперешние
учителя просто не могут учить. Почему? Элементарная логическая цепочка: они
работают из-за денег, деньги не платят, приходится брать больше часов, а это
сказывается на качестве обучения. В институте бывших школьников приходится подтягивать,
проводить дополнительные пары. Ситуация, конечно, поправимая, но, во-первых,
трудно поправимая, а во-вторых, зачем ее создавать? Эта новая система платных
уроков вообще уму непостижима. Фактически ученик, точнее, его родители, решают
финансовые проблемы учителя и покупают ребенку оценку. Типичная взятка, которая
завуалирована под законное образование.
Абсурдное «выкачивание» денег выставляется как новая, «более эффективная» система
образования. Государство как будто постановило: раз мы не можем платить достойную
зарплату учителям из бюджета, пусть это сделают родители учеников. Какой родитель
пожалеет деньги на свое чадо? Получилась ситуация, когда хорошо всем – учителя
получают материальное вознаграждение, ученики – дополнительные знания. Сколько
времени должно пройти, чтобы родители поняли, что никакими дополнительными знаниями
здесь и не пахнет?
Еще один «плюс» современной школы – ЕГЭ. Чтобы выучиться решать по шаблону,
много ума не надо. ЕГЭ – это шаблоны, которые убивают всю логику. Необходимо
ввести стандарт: у всех детей изначально возможности равные, зачем их с пятого
класса грузить английским языком и лишать литературы? Ребят же с начальной школы
фактически приучают учить одно в ущерб другому.
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-02-26
|