Плохо детям – плохо всем!
Около 1400 человек ежегодно лишаются родительских прав в Волгоградской области.
Корень семейного неблагополучия, по мнению Уполномоченного по правам ребенка
в Волгоградской области Нины Болдыревой, заключается в общей бедности населения
региона.
На учете как «неблагополучные» в регионе сегодня состоят 3134 семьи, и в них
воспитывается 4000 детей, которые вполне могут пополнить ряды социальных сирот.
В год к омбудсмену Нине Болдыревой обращается около 250 человек. С какими жалобами
чаще всего идут люди?
– Самые многочисленные жалобы касаются вопросов, связанных с жильем (40% всех
обращений) и с насилием над ребенком (35% обращений), – начала разговор Нина
Николаевна. – К сожалению, обозначилось еще одно направление в детской правозащитной
деятельности – серьезно возросло количество отмененных решений о передаче детей
на воспитание в семью. Если в прошлые годы из замещающих семей возвращалось
не более 40–45 детей, то в 2008 году таких случаев было уже 117. И в 2010 году
эта тенденция уменьшаться не собирается...
– Почему детей возвращают обратно? Родители не сходятся с ними характерами?
– Только в одном детском доме № 2 Волгограда на сегодня живут девять «возвращенных»
сирот. Да, если вы придете к этим ребятам и попросите рассказать их об «опыте»,
они откажутся. Слишком больно! Но большинство неудавшихся «сыночков и дочек»
не держат зла на бывших опекунов и даже сочувствуют им! А отказ от досужих разговоров
– это всего лишь способ защиты. Вот, например, 13-летня Ангелина из замещающих
семей вместе с младшей сестрой Ариной возвращалась в приют дважды. Про родную
семью ничего хорошего девочка не помнит: там пили, били... С мамой сначала созванивались,
а потом она объявила дочерям, что те ей больше не нужны. В первой приемной семье
через месяц Ангелина пыталась покончить с собой, проглотив горсть таблеток.
Говорит, что в семье над ней издевались. Потом в больницу привезли и младшую
сестру – девочка была синей от побоев. Со второй семьей – «тетей Олей» – у Гели
и Арины поначалу все шло хорошо. Но однажды Геля вернулась от родственников
и узнала, что сестра в больнице. А там девочкам объявили, что они возвращаются
в приют: «тетя Оля» заявила органам опеки, что не смогла установить с детьми
контакт...
Главное, что должны сделать приемные родители, – это снять «розовые очки». Детям,
живущим в детдоме, не нужна жалость. Они хотят искренних чувств, любви. А на
это способны единицы из опекунов. Многие усыновляют детей, пытаясь заменить
ими своего погибшего ребенка. И из-за того что ребенок не вписывается в «идеальный
образ», происходят конфликты. Причиной возвращения детей становится отсутствие
взаимопонимания и с родными детьми опекуна. Еще одна тенденция: усыновленные
дети становятся бесплатной рабочей силой и кормильцами новых родителей, ведь
выделяемое пособие на содержание таких детей – очень приличное. Так, в одном
из районов девочку-подростка собирались отдать в патронатную семью, а директор
приюта воспротивилась, потому что ребенка там будут использовать! Провели проверку
и убедились: действительно планировалось, что девочка будет нянчить грудничков
и работать по хозяйству. Естественно, этой семье было отказано.
– Знаю, что еще к «юридически уязвимой категории» относятся дети-инвалиды...
– Чаще всего не реализуется право детей-инвалидов на образование. Сегодня если
ребенок признается умственно отсталым, то он направляется в образовательное
коррекционное учреждение, порой на нем ставится клеймо «не обучаем». А в домах-интернатах
системы социальной защиты населения умственно отсталые дети находятся за пределами
образовательного процесса. С ними занимаются по спецпрограмме, но она не является
утвержденной образовательной программой, в итоге к совершеннолетию у молодых
людей нет даже справки об окончании хотя бы начальной школы. Налицо нарушение
Конституции, где право на образование закреплено за каждым ребенком!
– А припомните конкретные случаи на эту тему...
– Ко мне обратился уже взрослый парень. Назовем его Саша. В детстве ему поставили
роковой диагноз и заключение, что он «не обучаем». Благодаря энтузиазму воспитателей
дома-интерната Саша научился писать, считать и излагать мысли на бумаге. При
этом он не закончил ни одного класса! Отсутствие образования поставило на Саше
крест: парень не может устроиться даже на низкооплачиваемую работу. А ведь он
мог бы быть полноценным членом общества, содержать себя, если бы когда-то его
одним росчерком пера не сделали изгоем...
– А хеппи-энды в вашей практике случаются?
– Конечно! Мальчик Володя, осиротев, попал в Лемешкинскую специальную (коррекционную)
школу-интернат. Педагоги интерната поняли, что ребенок-то нормальный, способен
заниматься по обычной программе, и отправили его в Руднянский детдом. Получается,
что лишь из-за чуткости педагогов из Лемешкино Володя закончил общеобразовательную
школу, а потом его жизнь пошла по нужному руслу: отслужил в армии, поступил
в архитектурно-строительную академию. Сейчас он успешно работает, женился, стал
отцом...
Этот случай, будучи исключением, еще ярче подтверждает правило сегодняшнего
времени: взрослое общество не любит и не ценит своих детей, а потом удивляется
равнодушию и безнравственности молодежи. Так, господа, что посеешь, то и пожнешь!
Опубликовано: 2010-02-26
|