Образовательная программа РФ. Преобразовывать?
Наша образовательная программа считается одной из самых удачных в мире. Однако
многие студенты, приходя на первый курс и видя свое расписание, несколько удивляются.
Можно даже выявить общее восклицание: «И зачем мне это надо?». Мы попробовали
разобраться в том, насколько эти возгласы осмысленны.
Сей вопрос касается в основном бакалавров, которые получают, в сущности, общеобразовательную
базу, однако и специалистам с этим приходится сталкиваться. Есть ли в нашей программе
предметы, которые туда попали в качестве заполнителя пустых мест, или же их присутствие
в расписании действительно необходимо? Для начала мы побеседовали со студентами
разных вузов и факультетов, чтобы выявить вектор недовольства.
Лиза Олейникова, ВолГУ, 1-й курс, факультет управления и региональной экономики:
«У нас в программе всего-то шесть предметов, так что о лишнем говорить как-то
неудобно. Зачем менеджеру информатика, я понимаю, но зачем нам нужно писать программы?».
Полина Куприянова, ВГПУ, 3-й курс, естественно-географический факультет: «Не
понимаю, зачем, учась на ЕГФе, мы проходим юриспруденцию (правоведение, где учим
законы и количество разделов в статьях)? А еще биогеография… предмет по специальности,
но вообще ни о чем».
Виктор Плешаков, ВолГУ, 1-й курс, факультет филологии и межкультурных коммуникаций:
«Высшая математика, информатика – все, что касается Excel, ибо там черт ногу
сломит, а филолог и подавно. Физ-ра. Отечественная история как она есть, в первом
семестре – повторение уже изученного в школе. Спрашивается, зачем? Древнегреческий
язык. Лично я, как студент, напрочь лишенный способностей к языкам, непомерно
страдаю от того, что нужно изучать этот предмет. Иностранные языки необходимо
сделать факультативными!»
Елена Матвеева, ВГСХА, 4-й курс, факультет электрификации: «В принципе
со временем начинаешь понимать разные причуды и объяснять себе наличие всех предметов.
Дело в том, как их преподают. Иногда и самые важные предметы становятся бессмысленными.
Правда, вот нас на нашем курсе ужасно грузят химией, причем дают много лишних
знаний. А проблем с химией у моей группы больше, чем с физкультурой».
Евгений Папичев, ВолГМУ, 2-й курс, лечебный факультет. «Все предметы имеют
место быть (никто и не сомневался, это же мед…), кроме экономики, вот зачем она
нам?»
Владимир Ерохин, ВГПУ, 1-й курс, факультет иностранных языков: «У нас на
китайском преподают информатику. И зачем козе баян, спрашивается…»
Дмитрий Заволочкин, ВолгГТУ, 1-й курс, факультет электроники и вычислительной
техники: «Внимательно посмотрите на название факультета. Посмотрели? А теперь
сосредоточьтесь… Нам преподают культурологию! Вообще без комментариев».
Екатерина Топазова, ВолГУ, 1-й курс, факультет филологии и межкультурных коммуникаций:
«Зачем журналистам теория литературы, древнерусская, античная литература,
математика? Я бы и логику убрала, но, слава богу, она закончилась. Просто 13 ненужных
предметов – это ни в какие ворота не лезет!»
Итак, в основном недовольство вызывают предметы общеобразовательной программы,
но постойте! Ведь мы же говорим о высшем образовании, где специалист является
разносторонне развитой личностью. И уже наша очередь сказать: «Вас заставляют
учить культурологию? Без комментариев». Или, например, история – на мой взгляд,
вообще без вопросов. Как ее преподают – отдельный вопрос, но ее должен знать каждый
уважающий себя человек. Информатика – без нее сейчас никуда, что же поделаешь.
Права Елена Матвеева. Все зависит от преподавания, а еще и от тех, кому преподают…
Журналистам вообще грех жаловаться. Мы должны знать все обо всем, так еще и уметь
об этом написать. На самом деле многое зависит от того, как программа интерпретируется
в вузе. Например, в учебном плане стоит: журналисты – бакалавры, теория литературы.
И у нас по ней совсем нет практики, то есть получается совсем уж теоретическая
теория. Нам надо уметь работать и анализировать тексты, но как мы научимся это
делать, слушая лекции? Вот это действительно вопрос.
Так что, быть может, наша образовательная программа не такая уж и непродуманная,
иногда надо самим отвечать на вопрос «а зачем это мне?», а иногда, если вы действительно
чувствуете нехватку знаний, учиться с книжкой, так сказать, тет-а-тет. В общем,
извечной остается истина: без труда не вытащишь и рыбку из пруда, даже самую «навернячную»
рыбку. Так что, господа студенты, грызите и дальше гранит науки, и стоматолог
вам в помощь.
Анастасия Веденеева
Опубликовано: 2010-02-18
|