Учишься платно – работаешь халатно?
Не все студенты в нашей стране имеют счастье (и возможность) учиться на
бесплатной основе – количество «халявных» мест ограничено. Поэтому остальным
желающим приходится набираться опыта и знаний за деньги, и за немалые. В обществе
сложился такой стереотип: раз платит деньги, значит, «блатной»; ну а раз «блатной»
– значит, ничего хорошего из него не выйдет. С одной стороны, опасения добропорядочных
граждан оправданны: плохой медик, плохой педагог или плохой юрист – потенциальный
преступник, способный в одночасье поломать чью-то судьбу. Да и любой посредственный
специалист своей халатностью и некомпетентностью будет постоянно подрывать производственный
процесс. Но, с другой стороны, почему все так ополчились на договорников? Может
быть, это большое заблуждение? И не все «платники» так безнадежны?
Платил за достойное будущее...
Денис Шинкаренко хотел стать журналистом. В 2002-м поступил на платное – не
стал рисковать, на бюджет был очень большой конкурс. Это были те золотые времена,
когда на журналиста можно было выучиться за 18 тысяч в год. Он сразу задал себе
высокую планку – учиться на отлично, чтобы перевестись на бесплатное (для удачной
«реинкарнации» нужно было 4 курса). Потому что ценил родительские старания и
деньги. Науки давались ему тяжело, но усердие и упорство помогали ему – первые
три курса он вообще не знал «четверок», все сессии были сданы безупречно. Но
на четвертом один лютый препод «зарубил» Дениса и обломал все его надежды своим
«хорошо». Хотя многие «стьюденты» с потока о такой «карамельке от святого отца»
могли только мечтать – обычно он ставил хвосты. Денис не особо расстроился и
продолжал учиться – уныние есть смертный грех и тормоз прогресса. В университете
все преподаватели хвалили его, ставили в пример.
Он зря времени никогда не терял: активно сотрудничал с волгоградскими СМИ, вел
рубрику в «Волгоградской правде», писал к нам в «Молодой» и в другие издания,
устроился в пресс-центр крупной газовой компании. Умные люди начинают искать
работу не после получения диплома, а намного раньше. Его везде ценили за феноменальную
трудоспособность, ответственность и исполнительность.
Потом Денису надоело все, и он решил попытать счастья в Москве. Два года он
работал по специальности в различных агентствах и изданиях. Сейчас он трудится
PR-менеджером в известном столичном рекламном агентстве Erstmedia и находится
там на хорошем счету. С перспективой роста. И с наполеоновскими планами.
– Да я думаю, что это вообще не важно, на какой основе ты обучаешься. На мой
взгляд, это не показатель. Все зависит от человека. Многие бесплатники учатся
по блату, я знаю таких персонажей. А многие действительно умные люди понимают,
что в первую очередь возьмут тех, кто бабло заплатит, поэтому и приходится им
идти на платное отделение, – считает Денис.
С Денисом на «платном» учился другой парень. Он умудрился вылететь на втором
курсе – чтобы договорника погнали из универа поганой метлой, нужно было приложить
массу безумных усилий. Это знают все. К бюджетникам на экзаменах относились
намного строже. А паренек бухал безбожно, сохатил лекции и не думал о будущем.
Мама с папой не были буржуями: работали на бахче, лезли из кожи вон, отказывали
себе во всем, чтобы обучать «митрофанушку». Бесполезно – к наукам у него был
стойкий иммунитет... Специалистом он не стал... Никаким... Даже плохим... Говорят,
он спился. Одинаковая «основа», платили одинаковые деньги, а результат разный.
Один хотел быть хорошим специалистом (и стал им), а второму было по барабану.
Ректоры любят платников
Могут ли получиться из платников хорошие специалисты? Мы задали этот вопрос
ректорам волгоградских вузов – людям, максимально приближенным к студенчеству
и контролирующим процесс подготовки квалифицированных специалистов. И, что удивительно,
практически все ректоры единодушны во мнении: «Конечно, могут». Более того,
они отмечают, что многие платники имеют очень мощную мотивацию к обучению, а
некоторые даже учатся гораздо лучше бюджетников.
А.С. Овчинников, ректор ВГСХА:
– А почему же не могут из договорников получиться нормальные специалисты? У
нас в вузе для всех созданы одинаковые условия, одинаковое качество образования
– платники и бесплатники обучаются по одной и той же программе. На недавней
встрече со студентами я сказал ребятам: «Вы для меня все одинаковые, все без
исключения, и бюджетники, и платники». И скажу больше: договорники очень активно
принимают участие в жизни нашего вуза. Участвуют в спортивных соревнованиях,
культурных мероприятиях. Если студент успешно сдает четыре сессии, мы его переводим
на свободное бюджетное место. И некоторые из договорников очень ответственно
относятся и к сдаче сессии, и ко всему процессу обучения.
Н.К. Сергеев, ректор ВГПУ:
– Я считаю, что хорошие специалисты из платников получиться могут. Знаю много
примеров, когда на платное обучение приходят ребята с абсолютно блистательными
способностями, с хорошими оценками и сильной мотивацией к постижению наук. И
они руководствуются вполне здравой и взрослой логикой: мы не будем бездельничать,
потому что платим за обучение свои кровные деньги. Среди них есть смелые ребята,
которые не боятся предъявлять руководству вуза претензии по качеству преподавания.
Была инициатива президента поддержать в кризис студентов-договорников и зафиксировать
плату за обучение. Мы это сделали, свято соблюдаем и будем соблюдать. У платников
есть перспектива перейти на бюджетную основу – при условии отличной успеваемости.
Поэтому многие из них стараются.
А вот население – нет...
Мы вышли на улицу, чтобы спросить прохожих, будет ли толк со студентов-«платников».
По результатам опроса стало известно, что обычное нестуденческое население прямо-таки
враждебно настроено по отношению к «договорникам» и считает их лодырями и мажорами.
Около 68% уверены в том, что сей вопрос риторический. И из «платников» в будущем
толка никакого не будет. Доводы приводили самые разные: «на платное проще поступить,
чем на бесплатное», «с платного труднее вылететь, потому что вузу невыгодно
терять «дойных коров» – это расхолаживает студентов». 25% опрошенных считают,
что из договорников хорошие специалисты получиться в принципе могут. «Все зависит
от человека»: если он поступил на желаемый факультет и овладевает желанной профессией,
то неважно, на какой основе он учится. И 7% твердо убеждены в том, что из платников
получатся хорошие специалисты. Оперируют капиталистической логикой: если человек
вкладывает в свое образование деньги, значит, он будет серьезно к нему относиться.
Платник платнику – рознь
А что об этом думают сами студенты? Им-то лучше знать! Вот что они ответили
на наш ключевой вопрос, могут ли из «платников» выйти хорошие специалисты.
Илья Маренин, будущий социолог, договорник:
– Есть два вида платников. Первый – те, которые поступили на платное отделение
и думают: «Раз я плачу – могу учиться тяп-ляп, пока деньги башляю – не выгонят».
Нормальные специалисты из таких никак не получатся, ибо учатся «ради галочки».
И второй вид – те, кто не набрал балов на бесплатное обучение или, например,
учится на факультете, где бюджетных мест нет, но учится, стараясь, хочет добиться
успехов и т. д. Из таких «платников» вполне могут получиться профессионалы...
Алексей Студеникин, инженер-технолог, получает второе высшее:
– Могут, но смотря в какой области. Я вот закончил универ на платной основе,
по специальности «инженер-технолог» (металлорежущие станки и оборудование),
а работаю вот уже 4 года монтажером – не по специальности. А универ на самом
деле не обязан давать какие-либо базовые знания. Он лишь дает понять, как самому
находить и усваивать нужную тебе информацию, как самостоятельно плыть по жизни
и крутиться. Сейчас я получаю второе высшее, плачу за это свои деньги. И поверьте,
мне очень хочется учиться, я знаю, на что трачу свои кровные. Не на то, чтобы
динамить лекции.
Алиса Леонтьева, учится на факультете иностранных языков, бюджетник:
– По-моему, хороший специалист может получиться из любого человека. Главное,
чтобы он сам этого хотел, а не ждал, что его будут учить другие. Самообразование
– полезная вещь.
Если студент реально хочет чего-то в жизни добиться, значит, он это сможет.
И неважно уже будет, где и как он учился.
Василий Селезнев, будущий юрист, бюджетник:
– Думаю, нет. Так как те, кто учится на бюджете, стараются не потерять свое
место и учатся внимательно и основательно. Платникам же стоит только заплатить,
и все уже будет сдано. Будет корочка, а знаний нет. Я думаю, что не могут из
них получиться хорошие специалисты, так как мозговитые и старательные обучаются
на бюджете. Студенты-платники в основном вылетают к курсу третьему.
Роман Афанасьев, будущий психолог, бюджетник:
– Мне кажется, вполне могут, но это прежде всего зависит от качества образования,
от вуза и от факультета. Я доучиваюсь на бюджете на гуманитарном факультете
и на «коммерции» вижу вполне адекватных людей, которые знают, что им здесь нужно.
Их процентов 40 от общего числа платников.
Александр Паршиков
Опубликовано: 2010-02-11
|