У каждого есть ресурс, чтобы сделать мир лучше!
...Все, кто заглядывает в это утро в наш редакционный кабинет, уважительно
прикрывают дверь. А по коридору слышится: «Ой, нет, не мешайте! Там какая-то тетенька
в шевронах и ярко-синей форме сидит. Да не знаю я, кто это... Но не милиционер
точно!»
Лариса Крапивина, кандидат педагогических наук, доцент Института социального образования
Уральского государственного педуниверситета, руководитель ДМОО отряд «Каравелла»
и невестка ныне здравствующего классика российской детской литературы Владислава
Крапивина, улыбается. Ну, правда, какой из нее милиционер? Бери выше! Она – Командор.
Командор того самого внешкольного пионерского отряда «Каравелла», созданного писателем
Владиславом Крапивиным в 1961 году в Свердловске (сегодня – Екатеринбург) как
эксперимент, вдохновившего его на стопы повестей и романов и ставшего к началу
21 века живой легендой, куда мечтают попасть многие сегодняшние подростки.
Мысленно возражаете, что нынешнему поколению какая-то «Каравелла» до фонаря? Может
быть. Пока они о ней не узнали.
– И в 60-х годах, и сейчас многие детские и молодежные организации наступают на
одни и те же грабли: декларируют высокие человеческие ценности, а на деле им не
соответствуют, – говорит Лариса Крапивина. – Вслух произносится: «детская инициатива»,
«творчество», «товарищество»... А как только доходит до реальных действий, до
необходимости изменить себя, чтобы им соответствовать, слова становятся пустым
звуком. Владиславу Крапивину захотелось вслед за Гайдаром и Макаренко создать
сообщество детей и взрослых, где общение будет проходить по этим вечным принципам.
Оказалось, для внедрения их в жизнь надо увлечь ребят всего двумя вещами: настоящей
дружбой и желанием делать общее дело на благо других. Правда, без личного примера
ни то ни другое невозможно...
– Удивительно: именно эти принципы являются основополагающими в любом тренинге
на командообразование!
– Да мы только благодаря собственноручно построенной команде и выжили в лихое
перестроечное время! Когда иные старались засунуть барабаны и галстуки подальше,
когда приходилось дежурить в нашем помещении на 200 кв. м днем и ночью и строить
баррикады, чтобы его не заняли «бизнесмены», люди держались друг за друга только
благодаря вот этой командной теплоте. И еще: если ты стоишь за что-то правое,
пусть не сразу, но ситуация переломится в твою сторону... Так было с нами! Когда
ситуация достигла апогея, взмолился уже замглавы района, мол, я устал оправдываться,
давайте вы станете структурным объединением детских клубов, а? Так «Каравелла»
стала еще и детским клубом, и общественной организацией. Родилась пословица: «Если
станет трудно и с ситуацией не сможет справиться «Каравелла», то ей помогут друзья!».
– Какова на сегодня задача-максимум для «Каравеллы»?
– Выйти за пределы российских берегов, то есть на международный уровень, изменить
примитивное представление о России в мире. Ну хватит уже стереотипов про матрешки,
медведей, балалайки! И если мы с ребятами куда-то едем, то я говорю им: «Ребят,
упаси вас Бог жаловаться и утверждать, что у нас все плохо! И врать, что у нас
все чудесно, – тоже глупо. Мы едем и чтобы самим чему-то научиться, и чтобы мы
научили людей вокруг чему-то. Только тогда на нас будут смотреть как на равных...»
Но расплевываться с прошлым, с Советским Союзом, с героями Великой Отечественной
войны, с пионерией никак нельзя! Это все равно что сыпать оскорблениями в адрес
матери! Бумерангом заедет так, что не очухаешься... И еще, нельзя отказываться
от стариков! Они корни, без которых последующие поколения – это перекати-поле,
фикция.
– Есть примеры, когда ребята из «Каравеллы» изменили отношение стариков к молодежи
и жизни вообще?
– В 2001 году мы искали базу для проведения загородных сборов для наших гостей.
Туда входили яхтинг, фехтование, журналистика, киносъемка. Судьба привела нас
в госпиталь инвалидов всех войн «Снежинка» под Первоуральск. В нем живут бабушки
и дедушки, которых родные вычеркнули из жизни. За редким исключением... Наших
детей там кормили по усиленному меню, куда входили фрукты, салаты, выпечка, а
стариков, «афганцев» и «чеченцев» – по обыкновенному: каши да хлеб. Постоянные
жители «Снежинки» сравнивали наши порции со своими и... Однажды дедушка, переживший
ленинградскую блокаду, сел за «детский» столик и начал кушать. И как ему ни объясняли,
что сейчас придет мальчик и ему обеда не хватит, не реагировал. Следом еще пять
стариков пересели за наши столы и стали поглощать детские порции. «Афганцы» сначала
пытались договориться, но старики их не слушали. В конце концов все это вылилось
в «конфликт поколений»: «афганцы» подрались со старшими ветеранами. Со словами:
«Лариса, в столовой – драка!» ко мне прибежали мои мальчишки. Я в это время судила
парусные соревнования...
– И на чью сторону встали?
– Выбрать правильное решение мне помог сначала начальник госпиталя. Он не стал
защищать или ругать кого-то. Он устало сказал: «Многих стариков сюда привезли
умирать. И они большими или мелкими шагами шли к этому. Но тут появились вы, молодежь,
появилась жизнь! Ведь старики от первой до последней строчки читают все ваши газеты,
смотрят ваши выступления, мысленно участвуют в смотрах... Ваша жизнь – это основная
тема их разговоров. Они почувствовали вкус к жизни и даже ощутили свою нужность...
Конечно, вы можете сейчас собрать чемоданы и уехать, а можете...» Я ничего не
стала решать сама, а просто пересказала наш разговор ребятам. И вот тут случилась
метаморфоза! Дети сами пришли к важному решению: мы – не чурки деревянные, пусть
лучше похудеем, но отдадим свои полстакана сока и половину салата ветерану. И
с этого дня у детей тоже появился осознанный интерес к старикам. А потом я наблюдала,
например, как старики учили наших мальчиков и девочек «с асфальта» седлать коня,
госпитального любимца Орлика, рассказывали ребятам, как называются все части телеги,
– знания, которыми никто из нас не обладает. И тогда я четко поняла, какой это
огромный потенциал – старики. И как важно поддерживать с ними связь! Только тогда
человеческое общество становится устойчивой и эффективной командой при любых конфликтах.
Несмотря на разные задачи и количество энергии в каждом возрасте. Если молодые
должны сделать, успеть, достигнуть, то миссия стариков – оценить сделанное, и
если что-то не получилось, то на марафонской дистанции, которая называется жизнь,
в последний момент доделать. И передать знания молодым...
– Лично у вас получается жить по принципам товарищества, бытующим в «Каравелле»?
– Это каждый раз выбор. Лично твой выбор! Сделать как привычно или все-таки чуть
больше. Например, однажды выхожу во двор, а два пацаненка и одна девчушка мутузят
моего детсадовца Петьку. Традиционное поведение в этой ситуации: наорать на пацанов,
нажаловаться их родителям и больше их к своему ребенку близко не подпустить! Смотрю,
а пацан и девчушка – явно мигранты откуда-то из Таджикистана. Спрашиваю: «Вы почему
не в школе?» Угрюмое молчание. Приходим к ребятам домой: первый этаж, однокомнатная
квартира, где живут десять человек. Из них пятеро детей. Спрашиваю у матерей,
почему детишки не в школе. Да они не подозревают, что их дети имеют право на учебу
в школе! Подсказываю, какие бумаги надо собрать и куда с ними пойти... А через
несколько дней я иду по двору, подхожу к подъезду и еще издалека вижу, как эти
мужчины, мигранты, уважительно открывают передо мной дверь и от всей души здороваются.
А ведь я тоже могла пройти мимо них, их проблем...
– Получается, ты дала людям шанс?
– Зачем так высоко! Да у каждого из нас есть ресурс, чтобы сделать мир вокруг
себя красивее и лучше! Для этого не надо огромных денег или чьей-то высокой воли.
Достаточно наших рук, голов и качеств характера. Часто для решения крупной проблемы
достаточно просто нормального человеческого разговора...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-02-11
|