Стихи в трамваях и под подушкой
«Все: бурый цвет неба города, фонарный свет рекой золота, звон монет, не влезших
в кошель, дорог голос, лязг колес последнего трамвая в депо; серых пальто стая,
сдавленный кашель из-под поднятого ворота – все тишиной вспорото...»
Это стихотворение Евгения Морковина, лауреата конкурсов «Новые имена», «Сталинградская
сирень», «Жемчужная Строка», «СтихиЯ 2009», победитель конкурсов «СтихиЯ 2006,
2007», «Эврика». Наброски всех своих стихотворений поэт хранит... в мобильном:
«Я изначально все пишу на телефон. Допустим, я еду в трамвае. Если я достану блокнотик
и ручку, то это будет выглядеть по-шпионски. А на телефоне проще. Может, я играю,
пишу sms-ки. Иногда рядом стоящие люди заглядывают через плечо... Ночью же вставать,
брать фонарик, включать свет глупо. Проще подбирать рифму – слово, которое попало
не на свое место, можно стереть. Потом я просто сохраняю стихи в компьютере. Был
случай, когда батарейка села прямо перед сохранением. Но я вспомнил, что писал!»
– Первое стихотворение ты написал на уроке математики…
– Делать было нечего, было скучно, потому что класс был физико-математический.
Чтобы как-то себя занять, я начал рисовать на полях, сочинять. Но первое стихотворение
я написал раньше, когда мы писали сочинения по Жюль Верну: «Однажды ночью в тихом
зале, в библиотеке городской Жюль Верна томик начал спорить про пушку, выстрелом
которой его доставят на Луну...» Книги спорили, доказывая, что такого не может
быть. Мораль в том, что все, что может придумать человек, реально.
– Стал бы ты придворным поэтом, если бы за заказные стихи хорошо платили?
– Нет. Стихи по случаю я поэзией не считаю. Этим можно прославиться. Но я не уверен,
что если мне будет нечего есть, то придет добрый дядя, который скажет: «Напиши
об этом, и я дам тебе сто тысяч миллионов». Есть разные способы заработать. Но
если придется писать, то псевдоним я ставить не стану. Это мое детище, мне за
него и отвечать.
– Как ты относишься к псевдонимам?
– Отрицательно. Псевдоним – это не я. Это попытка спрятаться, уйти от ответа.
Если человек не хочет прославиться, то для чего он пишет? Если душа хочет писать,
он вообще может не ставить имя. Псевдоним все равно закрепляется за человеком,
рано или поздно становится известным.
– Стихи пишут для того, чтобы прославиться?
– Если мы читаем то, что человек пишет, то значит, он хочет, чтобы его читали.
Факт. Одно дело, если его творчество нашли в ящичке, при обыске квартиры, тогда
да, он не хотел, чтобы прочитали.
– Что для тебя слава? Автографы?
– Нет, это не признак славы. Все относительно. Интересно, что же там такое будет?
Например, если ты попадешь в топ логов Яндекса… Можно быть первым в школе, но
ведь школ много… Опять-таки прославиться можно по-разному. Можно спалить храм,
а можно его построить. Причем созидатель будет менее известным… Вывод – нужно
разрушать. Но создавать интересней.
– В 2008 году ты написал столько стихотворений, сколько за пять лет до этого.
– Кто-то сказал, что написать стихотворение просто. Главное – добиться состояния
творчества.
– Ты выступал на «Студвесне». Что лучше – читать стихи или петь?
– Смотря какие стихи. Длинные строки можно пропеть… Сложнее подобрать музыку.
Мой коллектив «Кнехт Рупрехт» играет фолк-музыку. Это фольклорный немецкий персонаж,
правитель, последователи которого собирали налоги по стране. Если денег у крестьян
не было, в наказание могли забрать ребенка. Им стали пугать детишек, как пугали
нашим серым волком. Поем про любовь, битвы, легенды, мифы, шпионов… Я играю на
мандолине.
«Гарью пахнет ветер, будто костры жгут в городе, но рано еще по лету устраивать
вдруг проводы, нет повода: десять минут осени, деревья листву не сбросили, дожди
не загнали под зонты и ветровки, пусты остановки; да, но ты подожди, завтра ведь
– еще та изменница, отповедь случится где-то, но здесь первое сентября из календаря
никуда не денется: отгостило лето, не верится – но так и есть»...
Дина Ускова
Опубликовано: 2010-02-04
|