О «мертвых душах» не по Гоголю...
В одной из школ Волгоградской области был зафиксирован показательный случай:
чтобы защитить своих учителей от механизма нормативно-подушевого финансирования,
директор разрешал вписывать в школьные журналы «мертвые души» – детей, которые
отродясь в этой школе не учились. Показательный случай? Очень! И не единичный
в России. А теперь узнаем, что думают по этому поводу чиновники от образования
и простые волгоградские учителя.
Радислав Музыченко, начальник отдела общего образования комитета по образованию
Волгоградской области:
– Я о таком случае не знаю, но даже если предположить, что он был, то могу прокомментировать
его только как «очередное финансовое преступление». И заниматься этим должны специалисты
по экономическим преступлениям! Такие вещи начинают происходить там, где нет четкого
финансового контроля. Это все равно что хапать деньги из государственной казны...
– А если бы я попросила вас прокомментировать эту ситуацию, как в прошлом педагога?
Или предположив, что вы вдруг стали директором одной из волгоградских школ?
– Если бы я был директором школы, то я бы сделал все, чтобы привлечь туда учеников!
Ведь были в этом году школы, которые набрали аж девять первых классов. А были,
которые не набрали и двух. О чем это говорит? Лишь о том, что в некоторые школы
родители ни за какие коврижки не хотят отдавать своих детей. Ведь никто не мешает
сейчас себя рекламировать, привлекать молодых и талантливых педагогов, поощрять
уже работающих! А то что родители – это лучшие оценщики качества образования той
или другой школы – это было всегда. И убедить их можно только конкретными результатами:
количеством детей, поступивших в вузы, успехами в ЕГЭ, успехами на конкурсах,
интересными делами...
– Но ведь чем больше детей в классе, тем хуже качество образования. Одно дело,
если учитель возится, предположим, с двадцатью первоклашками, другое дело, если
их уже двадцать пять... Как быть с качеством образования в данном конкретном классе?
– Да ведь никто не мешает открывать и два, и три, и пять первых-одиннадцатых классов!
От этого только увеличивается количество финансирования данной конкретной школы.
Другое дело, что большинство педагогов привыкли идти уже давно проторенным путем:
сколько набрали – столько и набрали, не хотят учиться – и не надо, и все в этом
роде! В таком случае двадцать пять детей покажутся непосильной ношей. И тогда
действительно только и остается приписывать в журнале «мертвые души».
Елена Бабкина, педагог начальных классов МОУ СОШ № 111 г. Волгограда:
– К нам подушевое финансирование придет только с сентября будущего года. Могу
сказать, что норма для класса в 25 человек – это предел. После этой цифры каждый
человечек уже воспринимается как очень тяжелый камень. Лучше, конечно, если в
первом-втором классе будет хотя бы 22 человека. Это я как педагог-практик говорю!
А сейчас что получится? Учителя будут бороться за количество детей в классе, верно?
И будут в классы сажать по 30 человек! Потому что где 25, там и тридцать. Да это
умереть можно! И учителю, и ученикам! Да я при всем желании даже по разу за урок
каждого спросить не смогу. А в первом классе спросить ребеночка один раз – это
мало. Первоклассник может в этот момент просто еще даже не собраться и не выдать
ответа... Я сама училась в МОУ СОШ № 54 в классе, где нас было 44 человека. Это
ужас!
Ольга Меньшова, МОУ СОШ № 17, педагог начальных классов, г. Палласовка:
– В этом году в моем классе 26 человек, и я получаю действительно больше, чем
другие педагоги, у которых, предположим, только 18 ребятишек. Но я получаю свою
зарплату только за норму, то есть за 25 человек. Остальная нагрузка идет «за бесплатно»!
При этом на сто процентов я выкладываюсь и в классе с 26 учениками, и там, где
их 25, и там, где их было всего 19, – это, например, мой прошлый выпуск! И если
в моем нынешнем классе 26 ребят, то почему я получаю зарплату только за 25?! Получается,
26-го я и учить должна абы как?! И еще от учителей требуют стопроцентной отдачи,
а на чем ее делать, эту отдачу?! В моем классе, например, нет ни компьютера, ни
магнитофона, ни телевизора... Про интерактивные доски я вообще уже молчу! Давайте
тогда по-настоящему вкладывать в школу, педагогов, собственных детей и наше будущее,
а не только требовать отдачу!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-01-28
|