Год учителя начался
с «Нашей новой школ»
21 января в Санкт-Петербурге, в одном из старейших вузов нашей страны, Российском
государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, состоялось торжественное
открытие Года учителя в России в рамках работы Первой педагогической ассамблеи.
В пленарном заседании ассамблеи приняли участие Президент РФ Дмитрий Медведев,
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, депутаты Госдумы, ректоры вузов,
ведущих подготовку учителей, и многие другие. На ней обсуждались самые животрепещущие
темы: духовно-нравственное воспитание, начальная школа, охрана здоровья школьников,
социальная забота об учителе и др.
В числе активных участников Ассамблеи был и Николай Константинович Сергеев – ректор
Волгоградского государственного педагогического университета, профессор, доктор
педагогических наук. Он поделился впечатлениями от открытия Года учителя:
– Очень приятно, что организаторы Педагогической ассамблеи выделили волгоградской
делегации значимое место. Я руководил одной из дискуссионных площадок, которая
была посвящена постдипломному образованию и проблемам повышения квалификации учителей.
Ключевая проблема – проблема создания такой среды и условий для учителя, когда
он мог бы систематически и регулярно повышать свою квалификацию. Ведь это одна
из важнейших потребностей его профессиональной деятельности. Учитель должен быть
динамичным, должен знакомиться с инновациями в области педагогики. Эту систему
необходимо усовершенствовать.
Обсуждались и перспективы перехода на «ваучерную систему», когда школе не задают
определенные параметры, к примеру, необходимо по плану обязательно направить двадцать
человек в институт повышения квалификации и больше никуда (потому что туда выделены
деньги). Деньги будут выделяться школе именно под конкретного учителя и с предоставлением
выбора учреждения, в котором он захочет повысить свою квалификацию. Такая свобода
выбора изменит в лучшую сторону и мотивацию, и профессиональное самочувствие педагога.
Президент именно в день открытия Ассамблеи подписал национальную инициативу «Наша
новая школа». Ее основными направлениями являются переход на новые образовательные
стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, учительского потенциала;
изменение инфраструктуры школьной сети; сохранение и укрепление здоровья школьников.
Я считаю, что крепкое новое может быть построено только на фундаменте крепких
старых добрых традиций, – подчеркнул Николай Сергеев.
На Ассамблее также обсуждался и вопрос о «распределении молодых специалистов».
Ректор ВГПУ не считает эту систему эффективной: «Считаю, что не стоит лишать
человека права выбора места своей работы. Ведь это же по сути противоречит нашей
Конституции, нарушение прав и свобод человека. Почему инженер, на обучение которого
государство тратит 1,5 млн. за 5 лет, может свободно выбирать место своей работы,
а учитель, на которого тратится 400 тысяч, должен работать по распределению?
Все это должно быть решено на законодательном уровне. Есть еще один важный момент.
Инженер, к примеру, может нормально работать в другом регионе – ему не надо
адаптироваться, он с людьми работает в меньшей степени, чем педагог. Педагогу
лучше работать в родной местности. Вписаться в жизнь другого региона он не всегда
сможет: чтобы построить общение с коллегами, учениками и их родителями, нужно
знать культурные особенности, традиции и остальные тонкости».
Сектор педагогического образования (наряду с медицинским) входит в число самых
«государственных», так как, по словам ректора Волгоградского государственного
педагогического университета, «мы в наибольшей мере работаем на нужды государства.
Важность педагогических вузов заключается в том, что они готовят кадры для государственной
системы: педагогов общего образования, профессионального, дополнительного образования.
Все они выполняют очень важную функцию – руководят стартовым этапом социализации
человека!».
На Ассамблее была также затронута тема реформирования педагогического образования.
Среди педагогических вузов есть и достаточно «слабые», которые находятся в глубинках,
в которых учатся менее двух тысяч студентов, практически нет профессуры, нет
научных школ и т. д. Решается вопрос о присоединении этих вузов (как «крупных
факультетов») к классическим университетам. А на базе ведущих педагогических
есть планы создать базовые центры подготовки учителя. Идея сама по себе неплохая,
но ее реализация требует особой осторожности.
Ректор РГПУ им А.И. Герцена Геннадий Бордовский в своем выступлении
на ассамблее отметил, что «главная задача школы – способствовать личностному
росту учеников». Но это невозможно без роста самого учителя, «портрет которого
должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика». Касаясь подготовки специалистов,
Геннадий Бордовский уточнил, что «из школы должны выходить не молодые старички,
а люди, понимающие всю широту жизни». Он также предложил свой лозунг начавшегося
года – «От Года учителя к Веку образования». Напомним, XXI век был объявлен
ЮНЕСКО «Веком образования».
Говоря о ЕГЭ, Андрей Фурсенко отметил, что ЕГЭ нуждается в изменениях,
но «базовые вещи должны остаться, и никто это не ставит под сомнение». Министр
отметил и роль олимпиад, которые позволяют выявить талантливых детей и в определенной
степени играют роль профильного экзамена. Дополнительные возможности школьникам
проявить себя даст и введение системы портфолио, над которой сейчас идет работа.
«Создание портфолио даст дополнительные возможности ребятам еще с самого начала
обучения в школе проявить себя и впоследствии подготовиться к поступлению в
вуз», – отметил Андрей Фурсенко.
Власти и обществу необходимо находиться в постоянной дискуссии о том, что происходит
в системе образования. И этот разговор должен быть взвешенным и серьезным, без
эпатажа.
Опубликовано: 2010-01-28
|