Рисовать означает Родину любить
Здравствуйте, дети! Встаньте, ведь в класс, то есть на страницы «Молодого»,
входит Учитель! «Наконец-то!» – хочется сказать. Сумбурные перестроечные и «дикокапиталистические»
времена от престижа педагога мало что оставили. Но принижать учителя так же
ненормально, как не уважать родителей, и так же ведет к распаду личности ребенка.
Кажется, их много в стране – один миллион 350 тысяч школьных работников. Но
каждый ученик мечтает встретить любимого учителя, который не просто даст образование,
но и выведет на дорогу жизни. Давайте попробуем отдать долг нашим учителям.
Они работают на «передовой» служения Детству, там порой приходится очень нелегко
– «обстрелы» неуправляемых детишек, шквальный огонь проверок и отчетов, нехватка
денег.
Так что садитесь, дети. Урок начался...
Павел Злобин... В отличие от многих своих однокурсников из области, окончивших
Волгоградский государственный педагогический университет и зацепившихся в Волгограде,
Павел все-таки вернулся в Палласовку.
Чтобы преподавать изобразительное искусство в местной детской школе искусств.
Чтобы объединить новой идеей молодых художников и повести их за собой. Чтобы,
как бы это высокопарно ни звучало, поднимать искусство, развивать прекрасное
в детях и менять таким образом мир к лучшему...
– Есть такой художник и педагог Борис Неменский. Он ратует за то, чтобы к предмету
изобразительного искусства перестали относиться как к необязательному, ненужному.
По его мнению (и я с ним соглашусь), ИЗО должно преподаваться в школах с первого
по одиннадцатый класс включительно. Как математика. И я сейчас объясню почему.
Во-первых, во многих профессиях требуется умение рисовать: архитектор, инженер,
строитель, дизайнер, модельер, обувщик, ювелир, парикмахер... Во-вторых, изучая
ИЗО, ребенок начинает интересоваться искусством, у него развивается вкус, любовь
к окружающему миру. Осознав, как прекрасна родная природа вокруг, подросток
вряд ли захочет ее губить. Если хотите, то ИЗО – это инструмент по воспитанию
в душе ребенка красоты, любви, патриотизма...
– Получается, надо менять отношение к «неважному» предмету ИЗО?
– Так ведь надо начинать с родителей! Чтобы они поняли, как важно общение с
прекрасным. И самый «работающий» инструмент для этого выставки местных и, что
называется, соседских художников. В нашу Палласовскую районную организацию художников
– филиал Волгоградского регионального отделения творческого Союза художников
России – входит шесть человек. Я являюсь председателем. Со своими выставками
мы ездим по разным районам Волгоградской области – Камышин, Котово, Михайловка,
Жирновск... Приво-зим свои работы и «подтягиваем» местных ребят. Именно так
мы обнаружили талантливого парня на Эльтоне... Запомните: Ербулат Жаниров, ему
за тридцать, и мир о нем еще услышит!
– Что говорят зрители о ваших инициативах?
– Людей на наши выставки приходит много! Семьями, пожилые, молодые. Обсуждают,
отзывы пишут. Ведь даже райцентры, не говоря уж об отдаленных хуторах, испытывают
многолетний дефицит на культурные события, на новые впечатления... И решить
эту проблему вряд ли получится одним росчерком пера «сверху». Гораздо эффективнее
– «снизу». Чем мы и занимаемся.
– Как влияют эти вояжи на самих художников?
– Писать стали лучше. Подтянулись. Тут еще один момент наложился: второй год
мы проводим конкурс для детей «Мое творчество». Например, на этот раз нам прислали
80 ребячьих работ из семи районов Волгоградской области. И, глядя на детские
творения, многие наши взрослые художники осознали, что надо совершенствоваться
– молодежь наступает им на пятки!
– Ты преподаешь ИЗО уже шесть лет. Как за это время изменились дети?
– Очень активные и дотошные. И большинство из них знают, что и для чего им нужно.
Я бы назвал нынешнее поколение «осознанные дети». И ребят, стремящихся научиться
рисовать, становится с каждым годом больше. Когда я начал преподавать, на художественном
отделении было 60 человек, а сейчас уже 88. А к следующему набору, думаю, все
сто наберутся...
– Самородки есть?
– А как же! Кайрат Сарбасов. Если этот парень вдруг по какой-то причине откажется
связывать свою жизнь с искусством, то для него это будет большой ошибкой, а
для нас большой потерей. Рисунки у него в основном графические, а темы – глубокие,
философско-космические.
– Что любят рисовать нынешние дети?
– Как и я, пейзажи. Стараюсь вывозить их на пленэры. В Камышин, Ольховку, Серафимович,
Николаевск... Они должны «пропитаться» природой, чтобы перестать ставить себя
вне ее, перестать ощущать себя пользователями и поработителями. Наоборот, они
должны научиться вписываться в нее и быть ей полезными... Если они усвоят это
с детства, то мы предупредим многие экологические беды в будущем.
– Как считаешь, какое реальное дело могли бы сделать твои юные и не очень художники
для родной Палласовки?
– Создать ее образ! Ведь его нет! А наш город легко преобразить, сделать внешне
красивым и привлекательным, посадив цветы, деревья, поставив небольшие скульптуры,
при помощи светящейся рекламы и фасадов домов. И город обретет свое лицо, запоминающийся
облик! Думаю, для этого не потребуется много денежных средств. Понемногу. Мелкими
шагами. Еще надо, чтобы в создании нового яркого образа участвовали не только
художники, но и все жители Палласовки. Тогда она всем нам станет еще роднее
и милее.
– И напоследок, есть ли картина-мечта?
– Есть. Тем более что этот год – год 65-летия Победы. Хочется написать картину
в память о своем деде. Он ушел на войну в 1941 году. Из Кировской области. Пропал
без вести в тяжелейшем бою под Рыбинском. Первую мировую прошел, а вторую, увы,
нет...
Самыми больными проблемами для нынешних молодых учителей являются низкая зарплата
и невозможность решить жилищную проблему.
Молодых учителей в школах Волгоградской области – около 850 человек. Высшее
образование у 54% нашего учительства, а среднеспециальное – у 43%.
В среднем нагрузка молодого учителя составляет 21 час в неделю, но есть
учителя, которые ведут и 32 часа в неделю, а есть и ровно ставку, то есть 18
часов.
80% идут в педагоги из-за любви к детям; 9% – по семейной традиции; 8% –
чтобы быть уверенными в трудоустройстве, и 1% – «потому что в пед был маленький
конкурс».
В 2007 году оклад учителя начинался с 2242 рублей, сейчас он поднялся до
7740 рублей. А надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, продленку
могут повысить зарплату молодого педагога до 9 тысяч рублей.
Наш регион был включен в федеральный проект КПМО (комплексный проект модернизации
образования) в 2007 году как победитель конкурса среди областей, внедряющих
комплексные проекты модернизации образования.
Школы перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). Увеличилось количество
учителей, получающих заработную плату от 15 тысяч рублей и выше в зависимости
от качества работы, оптимизацию штатного расписания и др.
Начал работу волгоградский «Центр оценки качества образования». Это позволит
вести систему мониторинга качества образования области, реализовать новый подход
в аттестации образовательных учреждений и учителей, поставить в прямую зависимость
качество системы образования и новой системы оплаты труда.
Наталья Полякова
Опубликовано: 2010-01-28
|