Школа. Старт
...Иногда все начинается с незначительных вещей: медленный темп работы, трудности в запоминании букв, «зеркальное» чтение, неумение сосредоточиться. А ведь сразу трудности просто обнаружить, они легко поддаются исправлению. Но потом школьные проблемы нарастают как снежный ком: одна трудность тянет за собой другую, образуя порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что он сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными.
Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен в том, что сможет ее решить. Если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». А раз «никогда», то и стараться незачем!
Итак, что могут сделать родители, если школьные трудности все же появились. Разговор об этом пойдет с Натальей Морозовой, школьным психологом и логопедом.
– Во-первых, товарищи взрослые, нельзя рассматривать школьные трудности как личную трагедию! Хватит отчаиваться, и, главное, нельзя показывать своего огорчения и недовольства ребенку. Помните: ваша главная задача – помочь ему. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Во-вторых, настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с сыном или дочерью. Одному ему не справиться со своими проблемами.
В-третьих, ваша главная задача – поддержать уверенность ребенка в собственных силах! А если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, то это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
В-четвертых, забудьте сакраментальную фразу: «Ну и что ты сегодня получил?».
В-пятых, нельзя обсуждать проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит и подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
– А если при выполнении домашнего задания с ребенком просто лопается терпение? Что тогда?
– Наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же по многу раз! Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил... все нервы вымотал...» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка очень редко... И еще, почему-то родители считают, если есть трудности в письме, надо больше писать, если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается, а то он просто возненавидит школьные занятия! Еще важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал: вы с ним и для него! Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
– С кем ребенку лучше делать уроки?
– Тут дело обстоит так: мамы обычно более мягки, но у них чаще «лопается терпение», эмоции бьют через край... Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
– А как быть с режимом?
– Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Такие дети обычно беспокойные, не-собранные, а значит, соблюдать режим им совсем непросто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Пожалуй, самое трудное время у таких детей – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть... Надо предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, на каникулах.
Кристина Венцова
Опубликовано: 2010-01-21
|