Звукорежиссер
Его не видно. Его даже не слышно. Слышен только результат его упорной работы. Он подключает всевозможные провода к страшной технике, знает все о микрофонах, не может обойтись без наушников и мониторов. Записывает актеров, выбирает то, что вы будете слушать. Знает, чем вас пронять. Все это – звукорежиссер.
Сергей Агапов
Возраст: 23 года
Стаж работы: три года
Образование:
ВолгГТУ, специальность «Автоматизация производственных процессов».
Место работы:
Первый волгоградский канал и одна из продакшн-студий в Волгограде.
«Профессия звукорежиссера – это интересно, правильно и благородно. Но прежде чем решиться постигать ее, нужно рассмотреть или воспитать в себе определенные качества. Этим сможет заниматься далеко не каждый.
Приятно было бы видеть в профессии меньше обывателей, больше профессионалов. Хотелось бы, чтобы люди ценили труд и знали, что если бы таких людей не было – были бы «глухие» вечеринки, концерты с плохим звуком, не было бы телевидения, радио, кино, каким мы видим его сейчас, и даже не было бы ненавистной рекламы».
Смежные области
Специальность узкая, с одной стороны. Но в большом городе вы можете сами выбирать, чем заниматься: можно работать на рекламу и озвучивать ее, можно работать в кино, можно работать на сельских дискотеках, обеспечивая достаточный уровень громкости музыки.
Если вы звукорежиссер, то уйти конкретно в режиссуру не так-то просто, и не важно, что корень один. Это совершенно разные профессии.
Если от природы дана музыкальность и еще пара определенных качеств, то при наличии желания и стремления есть вероятность стать композитором, музыкантом. Но если вы видите звукорежиссуру как ступень к карьере музыканта – это не так. Это будет нелегкий путь.
Полезные адреса
http://sound-makers.org/ – описание программ, FAQ
http://625-net.ru/ – журнал «Звукорежиссер»
http://corpuscul.net/ – программы, аппаратные устройства, теория звука, научные статьи и обсуждения
http://www.musicbox.su/ – новости из мира музыки и звукорежиссуры
http://www.muzoborudovanie.ru/ – журнал «Музыкальное оборудование»
Профессионализмы
Аналог – обработка или создание звука с помощью электронных приборов, построенных на аналоговых компонентах без использования цифро-аналоговых и обратных преобразований по всему пути следования звука. Считается, что аналог звучит лучше, чем цифра.
Железо – hardware-синтезаторы, сэмплеры и эффекты («ты – нищеброд с плагинами, а у меня железо!»).
Кавер – исполнение чужой композиции.
Лейбл – компания, издающая музыку. На западе лейблы позволяют заработать музыкантам неплохие деньги.
Мастеринг – комплекс мероприятий по выравниванию звучания песен в альбоме. Обычно включает в себя регулировку громкости, компрессию и наложение эквалайзера.
Плагины – программные эффекты или инструменты, основные форматы – VSTi, DX и RTAS, AU.
Семплеры – устройство или программа, проигрывающая заранее записанные звуковые фразы/ноты/явления и производящая с этими записями различные манипуляции.
Цифра – общее название для всего цифрового (то есть построенного не на аналоговой логике, а на цифровой) оборудования для работы со звуком.
Необходимые
данные
для профессии:
Хороший слух, музыкальность, усидчивость, терпение, внимательность, техническая грамотность. Готовность к постоянному обучению, росту, к поиску новых форм – в творчестве, самосовершенствовании в аппаратном вопросе и программном обеспечении.
Обучение
В Волгограде образование по этой специальности получить невозможно. Во ВГИиКе есть лишь специальность «Режиссура».
В Москве пройти обучение по специальности «звукорежиссер» можно в следующих учебных заведениях: ВГИК, ГИТР, Институт современного искусства, Московский киновидеоинститут. На киноконцерне «Мосфильм» можно пройти обучение на краткосрочных курсах: «Монтаж Pro Tools» и «ассистент звукорежиссера».
Если говорить о мире, то достойная репутация – у Чешской академии кинематографии. В Англии и США также представлены свои достойные учебные заведения, эти три страны и представляют классическую школу звукорежиссуры.
Путь к профессии
Сергей, начав с должности диджея, музыканта, три года назад определился с тем, в какую сферу деятельности вкладывать свой творческий потенциал в ближайшие несколько лет. Практически наверняка это еще не конечный выбор. Но, так или иначе, он стал одним из немногих востребованных специалистов в этой сфере в Волгограде.
Постепенно изучая программы, необходимые для работы звукорежиссера, изучая теорию звука и режиссуру в музыке, он стал тем, кто он есть.
Применение
знаний на деле
Волгоград
Радиостанции, телевизионные каналы, корпоративные вечеринки, клубы.
Планета Земля
Все вышеперечисленное плюс крупные киноконцерны.
Важно оговориться, что в России на звуке принято экономить. До сих пор российское кино у нас работает по принципу «перезаписи», у нас главное – картинка. Поэтому, выбирая эту профессию, важно понимать: где выделяются бюджеты, там есть и работа.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-01-21
|