Вуз, сделай мне больно!
Хит-парад болевых точек высших учебных заведений
Студенты – народ внимательный. Так и норовит все разложить по полочкам, обо всем иметь свое ИМХО. «Молодой» решил расспросить студентов и составил хит-парад болевых точек высших учебных заведений страны в целом и нашего региона в частности.
1. Главный предмет – физкультура
То, что физкультура главный предмет, знают еще абитуриенты. На старших курсах это уже бесит. Актуальнее просто откупиться от ненавистной «физры». Дело не в том, что студенты такие неспортивные, а в том, что жаль тратить молодость на тупые хождения по кругу. В большинстве вузов самое трудное переодеться. Преподы «физры» принципиальны – без формы вон из зала. Но они не утруждают себя тем, чтобы продумать программу по этому сверхважному предмету, которая оправдывала бы ношение формы.
Дмитрий Одиновский, выпускник ВГАФК:
– У нас в физкультурной академии не было такого предмета, как «физкультура». Мы изучали практически все виды спорта. И сдавали по ним экзамены, а не как у большинства студентов – жалкий зачет по «физре» раз в семестр! А вы жалуетесь! А ведь наверняка большинство из вас не может похвастаться идеальной фигурой.
2. Низкий уровень культурной жизни
Если в некоторых вузах на досуг, создаваемый для студентов, грех жаловаться, то во многих с этим беда. Например, некоторые студенты ВолгГАСУ страдают от незанятости («мало дается возможностей творческой молодежи, будь то помещения для самодеятельности, сам список кружков, а уже мечтать о том, чтобы универ закупил аппаратуру (музыкальную, видеоаппаратуру и т. д.) и не приходится!»).
И я отчасти с ними солидарна. Взять хотя бы такое популярное у молодежи развлечение, как создание музыкальных групп. Со своего колледжа начала группа U2, и они не забывают говорить о том, что на первых порах их учебное заведение поддерживало их во всем. И теперь они там, куда рукой не дотянуться. А где наши коллективы? Загибаются по большей части в самом начале. Таланта не хватает? Вряд ли.
Юлия Трунова, один из организаторов киноклуба «Альтернатива» и фестиваля «Кино без границ»:
– Не знаю, что именно влияет на появление быдло-студентов, но вряд ли культурная деятельность, потому что в каждом вузе она есть. Конечно, я слышала от друзей, как, например, у них в вузе «круто и дружно», – значит, есть активные, позитивные ребята, умеют организовать досуг. Наверное, в каких-то институтах больше финансирование и мероприятий больше. Деньги и люди с новыми идеями – этого часто не хватает вузам.
3. Нет координации с работодателями
У студентов некоторых специальностей к концу обучения складывается комплекс, что они никому не нужны. Не то чтобы они, а не нужны те знания, которые они получили за время обучения. Система образования – не самая мобильная, если говорить честно – то и консервативная. Поэтому вузы не успевают готовить кадры, отвечающие запросам времени. А так как отсутствует распределение, максимум что вузы могут предложить – это центры содействия трудоустройству, у которых довольно сомнительное КПД... В общем, очевидно, что большинство молодых специалистов чувствуют себя довольно неуютно на рынке труда.
Н.И. Тихоненков, руководитель центра содействия занятости и трудоустройству выпускников ВГПУ:
– В нашем университете есть центр, который помогает выпускникам сориентироваться на рынке труда. Мы регулярно устраиваем ярмарки вакансий и встречи студентов старших курсов с работодателями. Сотрудничаем с факультетом дополнительного образования и научным отделом, чтобы переквалифицировать студентов или поднять их уровень образования. На мой взгляд, такого центра достаточно. Я сомневаюсь, чтобы большинство студентов возрадовалось от новости, что в стране вновь ввели распределение. Ведь не секрет, что n-ное количество студентов не пойдут работать по специальности.
4. Низкая квалификация педагогов
То, что я услышала от респондентов, иначе как праведным гневом не назовешь. Я просто цитату дам одного из них, и все сразу станет понятно: «Очень слабое место – откровенно тупые преподы. Мало того что ни черта не знают, так и сказать громко и внятно не могут. Читают лекции по книжкам с запинками и порой по слогам. Еще одна проблема – старые преподы. Одному 90 лет было в моем вузе. Может, и дальше работал бы, но умер прям на паре». Жестоко, скажете вы? А как иначе, если для некоторых это образование стоит не только пяти лет жизни, но и порой денег, да не малых, причем заработанных своим горбом.
Ольга Рогова, молодой педагог:
– Безусловно, студентов это не может не расстраивать. Но вуз – это такой же социальный институт, такие же люди, как и все остальные. Поэтому если бы мы жили по законам природы, где действует естественный отбор, то молодые сжирали бы старых, талантливые бы топтали зубрил. Но мы живем по другим законам!
5. Практика отчислений «ни за что»
Не секрет, что не самые честные вузы широко практикуют отчисления. В курьезных случаях даже отличников отчисляют. Серьезно. Один из респондентов с усмешкой сказал: «Наверное, нигде больше нет на свете «досок отличников учебы», на которых два человека отчислены за «неуспеваемость». Понятно, что делается это с единственной целью: когда человек восстанавливается, он оплачивает один год обучения, средняя сумма – 30000 рублей. На старших курсах редкий авантюрист бросит университет. Прибыль – на зависть всем коммерсантам.
Студентка одного из вузов, 4-й курс, которая просила не называть своего имени:
– В моей группе поставили «незачет» на комиссии 16 из 30 студентов. Из которых несколько круглые отличники,что редкость в нашем вузе. Несколько человек за отличную учебу перевели на бесплатное еще осенью, а сейчас отчислят. Жалко ребят, спину на стройках гнут, чтобы на восстановление заработать.
6. Спорная стипендиальная политика
Во многих вузах последней тенденцией стал пересмотр стипендиальных положений. Раньше-то оно как было? Отличники и хорошисты – по одну сторону баррикад, троечники – по другую. Теперь же в одних вузах для получения стипендии нужно набрать определенное количество баллов и по зачетам, и по экзаменам, и по научным работам, и по производственной практике. В других же вузах производят хитрые математические расчеты, дабы выделить определенный процент студентов, которые будут получать стипендию, так и происходит расчет необходимой суммы на семестр. Ректораты утверждают, что эти деньги пойдут на тех же студентов – премии и социальная помощь увеличатся. Это хорошо, конечно! Только незаметно!
Илья Дробязко, член Молодежного совета партии «Единая Россия» Волгоградской области, член Молодежного парламента Волгоградской области, председатель профсоюзного комитета студентов ВГПУ:
– На каждый вуз есть определенная квота – какое количество студентов эту стипендию может получать. Если в вузе большое количество отличников – денег просто не хватает. Для нас это ситуация новая, приходится под нее подстраиваться, в разработке критерии, по которым определяется, чем один студент лучше другого, если их отметки идентичны. Я считаю, что во многом это позитивное явление, теперь студенты не будут сидеть сложа лапки, а будут двигаться. Но эта ситуация на сегодняшний день, и завтра, если студенты станут учиться хуже, все может стать на свои места и денег хватит на всех.
7. Отсутствие единства требований
Каждый студент замечал, что требования у всех преподавателей разнятся в грандиозных пределах. Одному достаточно за семестр сделать один реферат и один конспект, а главное – посещение. А другого не устроит и с десяток конспектов, рефератов и даже научная работа, а от журнала посещений он вообще воротит нос, главное – блеск в глазах! Но хуже всего, когда один преподаватель учит тебя так делать тот или иной вид работы, а другой по-другому. Отсутствие единства требований ведет к отсутствию устойчивой системы выполнения задач, а в итоге к несформированности определенного умения или навыка.
Алиса Иванова, студентка 5-го курса:
– О, это, я думаю, вам студенты младших курсов нажаловались. Я, как и многие, наверное, студенты старших курсов, проблемы не вижу. В некоторых случаях это просто лишний способ схалявить.
8. Отсутствие помещения для досуга
Каждый знает, что такое «окна» между парами и как иногда не хочется уходить из университета, а хочется еще тихо-мирно поболтать с друзьями. Но деньги на кафе не всегда есть в худом студенческом кармане. А как было бы здорово в вузе иметь что-то вроде chill-outа, где можно приземлиться на диванчик и предаться мыслям о высоком.
Александр Богатырев, специалист по учебно-методической работе ВГПУ:
– У нас, как и в любом вузе нашего города, есть где студентам перевести дух: буфет, лавочки на этажах. Для десятиминутного отдыха этого вполне достаточно. Но предоставить целое помещение мы не можем – подчас не хватает учебных аудиторий, не то что для отдыха! Основная задача университета – обучать студентов. Ведь «чтобы купить что-нибудь ненужное, нужно продать что-нибудь ненужное». Продавать пока нечего.
Проблемы, безусловно, есть. Но с ними нужно бороться. Признание этих проблем – первый шаг на пути к этому. Наверняка в каждом вузе проходят встречи с ректором или висит коробочка с предложениями от студентов. На собственном опыте могу сказать, что просьбы, оформленные в устном виде на встрече, выполняются практически в 99 случаях из ста. У каждой стороны свои мотивы, но это работает. Так что оформляйте свои претензии и не стесняйтесь о них сказать руководству. Ведь прежде всего университеты, институты и академии функционируют для нас – студентов.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2010-01-21
|