Спасая детей...
Волгоградскому ЦВСНП – приемнику-распределителю для несовершеннолетних – исполняется 90 лет!
Детский приют был построен в Царицыне сразу после Гражданской войны, когда в подвалах и на улицах прятались тысячи осиротевших детей. Трудности были во всем: и с подбором помещений для несовершеннолетних детей, и с нехваткой подготовленных к такой работе воспитателей, с отсутствием финансирования...
20–30-е годы
В 1920 году на заседании Губисполкома г. Царицына обсуждали положение детских домов, которое делегированный из Москвы специалист, товарищ Калинина, раскритиковала в пух и прах: «Один из лучших детских домов Царицына произвел на меня впечатление ночлежки, в приютах или домах я видела по одной простыне, которой все дети утирались, вследствие чего все они больны глазами... Спят дети на своих же руках. Одна из воспитательниц мне жаловалась, что один ребенок ударил ее, и я нахожу, что ребенок был прав, так как от таких воспитательниц ничего хорошего ожидать нельзя». Такая картина была свойственна почти всем детским домам того времени.
В 20-е и 30-е годы для «детей улиц» образовываются приюты, для трудновоспитуемых подростков – трудовые учреждения. Государство борется против уличного хулиганства детей. Шаг за шагом продвигается работа по улучшению детского быта, организации воспитания. Детские приюты в городах стали преобразовываться в детские дома. Но собранные в большие коллективы «разношерстные» детские массы стали создавать серьезные проблемы по их воспитанию. «Дефективные дети» разлагали детей более благополучных, провоцируя их к совершению правонарушений. Постепенно в стране стали появляться детские приемники-распределители со строгой дисциплиной, четко определенными сроками пребывания в них подростков и дальнейшего их направления в детские учреждения соответствующего типа.
40–50-е годы
«Держи вора! – пытается догнать проворного мальчишку пожилая женщина. – Он украл мой кошелек!» В толпе на сталинградском вокзале на чумазого, одетого в лохмотья ребенка никто не обратил внимания. Тем временем пара кошельков рассеянных пассажиров была уже у него за пазухой...
Голод и разруха после войны вызвали новую волну роста беспризорности несовершеннолетних. Закон установил более жесткие меры уголовного преследования (под суд можно было пойти с 12 лет!), что приводит к переполнению детских закрытых учреждений. «Обязать начальника вокзала, начальника пристани, начальника Управления областной милиции для приема детей...» – было зафиксировано в решении Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся «О ликвидации беспризорности среди детей» от 1941 года. Существующий детский приемник-распределитель НКВД г. Сталинграда расширен до 100 коек, организованы детские комнаты на вокзале, пристани и отделениях милиции.
Решается вопрос с устройством несовершеннолетних, срок пребывания которых в приемниках-распределителях и трудовых колониях истек. 14-летние подростки пополняют рабочей силой предприятия народного хозяйства, например, из городского детприемника-распределителя УМВД 240 беспризорных и безнадзорных детей в 1946 году отправились работать на крупные заводы Сталинграда: тракторный, «Красный Октябрь»... На производстве подростков обучали, обеспечивали питанием и общежитием.
60–70-е годы
Теперь в приемник-распределитель для несовершеннолетних уже города Волгограда доставляли в основном мелких воришек. Ребята попадались на кражах из ларьков, воровстве арбузов с бахчей и угонах лошадей с пастбищ.
– Первый, второй, третий... тридцатый, – на каждом шагу воспитателям приходилось пересчитывать детей, а их в те времена только за одни сутки доставляли до 40 человек. Еще более внимательными воспитатели становились, когда выходили с ними на прогулку во двор, откуда можно было сбежать. Как показала практика, ребята были способны на побег. В 70-е годы в приемник-распределитель пришел на работу молодой воспитатель, неопытностью которого и решили воспользоваться хитрые подростки. Пожаловавшись на усталость, они попросили устроить для них «тихий час». Сотрудники детприемника, войдя в их комнату, увидели лишь распахнутые окна...
К 70-м годам возникла проблема лишения родительских прав. Бывало, открывается дверь детприемника, на пороге стоит женщина. «Мама!» – бросается к ней малыш. «Сколько же натворила эта мама, чуть ли не в мусорный бак его бросала», – перешептываются воспитатели.
Был и особый контингент – несовершеннолетние правонарушители. Распевая «зэковские» песни в коридорах детприемника, они по нескольку месяцев дожидались путевок в спецучилища, в основном за воровство, побои и хулиганство (в то время особо тяжкие преступления несовершеннолетними почти не совершались).
Нелегко приходилось сотрудникам детприемника: внимание нужно было уделить каждому ребенку, успевая вести прием вновь прибывших, направлять запросы в отделы милиции, школы и другие учреждения. Работали по выходным!
15 февраля 1977 года детские приемники-распределители были реорганизованы в приемники-распределители для несовершеннолетних.
80–90-е годы
Ушедшие от родителей-алкоголиков, сбежавшие из спецшкол подростки попадали в приемник–распределитель, как и юные бродяги. Самым жутким было принимать подростков, совершивших преступление: от краж в поездах до сожжения одноклассника. В те годы в обществе стали узнавать о том, кто такие наркоманы и токсикоманы. Доставляли этих подростков из подвалов уже с признаками отравления: по нескольку дней они сидели там и нюхали...
В 1981 году личный состав приемника-распределителя стали аттестовывать: воспитатели стали офицерами милиции, дежурные – сержантами. 1999 год – год вступления в силу Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», реорганизации приемников-распределителей для несовершеннолетних в Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). С тех пор в ЦВИНП только по решению суда содержатся подростки, совершившие правонарушения, но не достигшие возраста привлечения к ответственности.
Сотрудники ЦВИНП никогда не отступались от своей важнейшей задачи – помогать подросткам. Начальник ЦВИНП Юсуф Агаметов много выступал в прессе. И только после того как количество бездомных детей в России стало достигать миллионов, руководство МВД внесло изменения в закон. За Волгоградским ЦВИНП закрепили судью. С апреля 2004 года ЦВИНП был реорганизован в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).
За последнее время число поступающих в Центр подростков увеличилось до 250–300 человек в год. С каждым годом преступления, совершаемые подростками, становятся более жестокими. Страшно осознавать, признаются сотрудники ЦВСНП, что сейчас дети гордятся совершенными преступлениями и венерическими заболеваниями!
Наше время
Часто бывает, что дети с нежеланием покидают Центр, место своего временного пребывания, не хотят возвращаться обратно в семью, где родители устранились от их воспитания. И неудивительно, ведь здесь с ребятами не только проводят беседы на темы нравственности, здесь учат подростков самостоятельно рассуждать, уметь быть независимыми от чужого, часто тлетворного влияния.
Постоянными гостями у ребят стали общественные организации «Союз воинов-десантников» и «Созвездие талантов», с нетерпением здесь ждут и представителей церкви. Подростки заинтересованы в таких встречах. Очень любят ребята участвовать в праздниках, посвященных встрече Нового года, Дню Победы и Дню защиты детей, которые для них организуют и проводят сотрудники Центра.
Несмотря на зарплату, более низкую, чем у остальных сотрудников милиции, сотрудники по-прежнему вели круглосуточную работу, а во времена нехватки продуктов старались кормить ребят домашней едой. С «трудными» подростками могут работать только люди, имеющие душу.
«Большое Вам спасибо за то, что Вы работали со мной и работаете с остальными подростками в приемнике. Главное, сейчас им всем внушить, как надо себя вести. Так что скажите им, пусть берутся за голову, пока не поздно!» – такие письма нередко получают сотрудники ЦВИНП из спецшкол, школ-интернатов. А значит, работают они не зря!
О.А. Никифорова,
референт
отдела информации
и общественных связей ГУВД по Волгоградской
области
Опубликовано: 2010-01-14
|