Дарите детям мир – вольный и колокольный!
...На часы я стараюсь не смотреть. Чтоб не травмировать свой внутренний голос, который при этом все равно неумолимо шепчет: «Хорош задавать вопросы! Отпусти человека спать... Глубокая ночь на дворе, а у твоей собеседницы сегодня был такой тяжелый день!» Но, несмотря на все это, я спрашиваю еще и еще.
Видите, я так заслушалась, что забыла вам представить свою собеседницу. Знакомьтесь: победительница проходившего на базе Магнитогорской государственной консерватории IV Международного конкурса «Учитель музыки 21 века» им. Д. Б. Кабалевского в номинации «Учитель музыки» педагог гимназии № 8 Красноармейского района города Волгограда Елена Дмитриева.
И вот что удивительно: ответы Елены на мои порой дилетантские вопросы были похожи на мини-рассказы, в которые обязательно была вплетена интрига. Кстати, интрига для Елены – это основной педагогический приемчик. На него с легкостью ловлюсь и я.
– А вы знаете, почему после смерти Баха его музыка сто лет нигде не звучала?
– Нет. Я была уверена, что он стал классиком буквально сразу после смерти...
– А какими музыкальными звуками были ошеломлены иностранцы, приезжавшие в 19 веке в Москву? Между прочим, именно с попытки ответить на этот вопрос и началось наше с ребятами исследование колокольных звонов – урока, который «ездил» со мной в Магнитогорск и «виновника» моей победы. Так вот, иностранцы, как вы уже догадались, были поражены московскими благовестами. Поскольку храмов в первопрестольной было очень много, то начинал один храм, предположим, Иоанна Великого, подхватывали другие и... такое колокольное многоголосие накрывало столицу каждый час. Потом европейцы стали задумываться: а почему у русских умеют звучать даже огромные колокола? В Европе такие даже не льют... Как думаете, почему?
– Может быть, потому, что не умеют на них играть?
– Дело в том, что в Европе раскачивают сам колокол, а у нас, в России, только «язык». Поэтому у нас звонари умеют играть даже на самых огромных колоколах, которые издают глубочайшие звуки и придают уникальный колорит любому благовесту. А в Европе колокола менее внушительны, поэтому и голоса у них другие... Следующий этап: мы с ребятами определяли, с чем у каждого из них ассоциируется колокольный звон. И пришли, знаете, к какому выводу? На подсознательном уровне колокол является для нас с вами символом России. Если слышишь колокольный звон, то четко возникает ассоциация, что ты – в России. Наконец, мои ребята пробовали и сами «сочинять» колокольные звоны. Ведь играть на колоколах можно по-разному: от большого к малому, от малого к большому... Воочию услышать «свои» звоны мы смогли на «тренажере» – колоколах, которые находились не на колокольне, а во дворе храма Всех Святых на Мамаевом кургане. Кстати, после этих упражнений многие мои ребята выздоровели: у кого голова перестала болеть, у кого – желудок, горло... И такая энергия в теле появилась! Хотя ехали на Мамаев курган музицировать уставшие-уставшие...
– Елена, когда сами ехали на международный конкурс, то чего опасались?
– Какой-то глупой оплошности! Ведь этот конкурс – процедура довольно длительная. Первый его этап, региональный, заключался в том, что со всей Волгоградской области были отобраны и присланы лучшие уроки музыки. В число этих счастливчиков вошла я и еще одна преподавательница. А всего в Москву было прислано около 150 уникальных видеоуроков музыки. Не только из России, но и из-за рубежа. Из них выбрали только 25, после чего нас пригласили в столицу и предложили кое в чем наши уроки доработать. И уже на этом этапе, после доработки, нас осталось лишь восемь: конкурсанты из Москвы, Пензы, Магнитогорска, Иркутска, Липецка, Болгарии, Украины и Волгограда. Должна была быть еще китаянка, но, увы, заболела... Мой урок музыки назывался «О чем поют колокола?». И идея и этого урока музыки, и вообще моего видения преподавания музыки заключается в том, чтобы через музыку познать мир вообще. Ведь я недаром в начале разговора упомянула Баха и Шостаковича...
– Конечно! И я всю нашу беседу пытаюсь мысленно ответить на эти вопросы...
– Так вот, Бах, как известно, всю жизнь проработал в храме. Он писал к каждому воскресенью кантаты – специальные музыкальные произведения, настраивающие человека на общение с Богом. По идее они должны быть торжественны и величественны. Но Бах привнес в них «человеческий фактор» – эмоции, раздумья, сомнения живого человека. За это его сильно ругали. Но он упорно писал музыку так, как чувствовал ее... Естественно, что после смерти Баха его «неправильные» кантаты положили на полку. Хотя никто не умалял достоинств Баха как прекрасного импровизатора и аккомпаниатора... Но не более! И только сто лет спустя Мендельсон, роясь в библиотеке, обнаружил неизвестные ему доселе партитуры. Каково же было его изумление, когда внизу он увидел подпись «И.-С. Бах». С этого времени музыка Баха обрела вторую, думаю, уже бессмертную жизнь. Равно как и имя ее автора...
– Ого, вы выдали мне такую интересную информацию буквально за пять минут, но сколько же надо было перелопатить книг, чтобы собрать ее воедино?!
– В том-то и дело! И своим ученикам я показываю, что через музыку можно познать любой предмет и стать мастером в любой профессии. Ведь сейчас, кроме чисто музыковедческих, мне понадобились знания из культурологии, религиоведения, истории... То же самое и в вопросе о Шостаковиче, колокольном звоне и о чем угодно... Ведь наш мир – он целостный, развивающийся, свободный. И его красоту и гармоничность можно увидеть из любого «окошка»: будь то музыка, живопись, литература, язык, математика... Это всего лишь инструменты познания мира и осознания себя в нем. Но есть уникальные инструменты, которые будут понятны всем и всегда, – музыка, слово, живопись... Они учат чувствовать, а уж потом приводят к мысли, что хорошо бы эту красоту приумножить. Собственными силами... И тогда уже появляются мысли о созидании, о своей профессии... Но изначально все пробуждается через музыку, чувства...
– Что увезли с конкурса лично для себя?
– Общение! Например, с болгаркой Майей я теперь общаюсь по скайпу... А еще идеи. Например, теперь работаю над тем, чтобы создать новую компьютерную программу «Колокольные звоны». Чтобы все желающие могли послушать, увидеть, сравнить колокольные звоны России и Европы и, может быть, даже «сочинить» на компьютере свои...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2009-12-10
|