Кино и ксенофобия
Вождь Октябрьской революции однажды сказал: «Важнейшим искусством для нас является кино». От синемы человечество без ума до сих пор. «Фабрика грез» продолжает формировать общественное мнение. Фильмы рисуют картину мира и навязывают человеку определенный образ мыслей.
То, что кино способно влиять и на межнациональные отношения – секрет Полишинеля. Часто в сторону дестабилизации. Два бодровских фильма – «Война» и «Брат» известны двумя фразами: «Я дою их как коз», «Не брат ты мне...». Незаметная деталька – зато разжигает огонь межнациональной вражды.
Есть фильмы так называемой «антифашистской направленности». Ставят целью разоблачить ксенофобов и доказать их идеологическую несостоятельность. Благие намерения сценаристов, увы, не всегда доходят до массового зрителя. Есть риск возникновения «обратного эффекта». Приведем в качестве примера два фильма: «Американская история X” и «12». Их фабулу пересказывать нет смысла – эти фильмы видели почти все. Не видели – значит, есть повод посмотреть.
Обратный эффект
Фильм изначально позиционировался как антифашистский. История про ярого скинхеда, которого исправила тюрьма. Показаны все минусы «правого движения» (марионеточный его характер, границы «верности расовым идеалам»), субъективный характер причин, по которым человек приходит к такому мировоззрению.
Почему получился обратный эффект? Фильм видел практически каждый ультраправый, и почти всем он пришелся по вкусу – более того, он у них стал культовым. Сцены «избиения инородцев», мощная в психологическом плане сцена «наказания» чернокожего преступника (главный герой убивает его). Положительные образы представителей «небелых» наций сконструированы умело. Но все старания режиссера пошли насмарку из-за развязки: перевоспитавшийся скинхед видит бездыханное тело своего брата, застреленного чернокожим молодым гангстером. На этом занавес. Что предпримет герой – вопрос остается открытым...
Каждый зритель сделает вывод «в меру своей испорченности». Большинство людей поддерживают принцип «око за око», поэтому в головоломке «отомстить нельзя прощать» они бы поставили запятую после первого слова.
Концовка все возвращает на круги своя: а что бы сделал в этой ситуации обычный человек? Конечно, постарался отомстить. В «лучшем» случае это бы просто отразилось на благожелательности к людям другой нации. Создателям фильма – незачОт!
В цель!
Михалков – гений, как бы к нему кто ни относился. Он умеет снимать хорошие и убедительные массовые (кассовые) фильмы. Бытовой ксенофоб (Гармаш) выставлен в невыгодном свете. Да и все остальные «ляпкины-тяпкины» умом не отличаются – они в плену предрассудков. Для них любой представитель чеченского народа является «террористом», преступником. На судьбу простого парня им наплевать. И только один засомневался и предложил разобраться. Тонкий голосок здравого смысла был услышан. Постепенно миф развенчивается, молодой чеченец никого не убивал, просто стал жертвой обстоятельств. Злодеями выходят недобросовестные присяжные со своей примитивной дедукцией. Торжество правосудия сменяется житейской логикой: «чуть больше он проживет в тюрьме». Более умную концовку трудно придумать.
Курсант следственного факультета Волгоградской академии МВД Ирина Свириденко, занимавшаяся исследованием проблемы наличия элементов ксенофобии в кино, считает:
– Примеры ксенофобии, человеческой тупости, примеры формирования негативного образа представителя национальных меньшинств можно найти во многих наших фильмах. Сюжет картины Михалкова «12» является наглядной иллюстрацией общественных предрассудков по отношению к кавказцам. Герои-присяжные халатно относятся к своим обязанностям, не хотят разбираться в истории, они сразу поставили штамп «кавказец – преступник». Во многих грошовых сериалах представители кавказских народов предстают перед зрителем в облике бандитов. Образы запоминаются зрителям. Так формируется негативное отношение к целым народам.
Два фильма. Направленность одна. Результат разный. Кино смотрят миллионы людей. Поэтому сценаристы и режиссеры должны осознавать свою ответственность за каждый кадр.
Борис Костенко
Опубликовано: 2009-12-10
|