Киру, а не Кирру...
Как старый консерватор и известный ретроград, да еще и как филолог, я очень тяжело привыкаю к новым словам. Раньше были негры – теперь афроамериканцы, сначала – государственная политика, сейчас – нацпроекты, нанопроекты и, прастигоспади, инновационные проекты... А теперь нам запретили молодого, русского, какого-никакого, но дизайнера называть по имени – Кирой Пластининой.
Если что-то переименовывают – значит, это кому-нибудь нужно. Более того – для кого-то важно. Ведь не просто так Петербург некогда стал Ленинградом, Екатеринбург – Свердловском, а Царицын Сталинградом. Если коротко: власть, политика, идеология. С афроамериканцами то же самое. Нация великой страны как-никак, такт, политес, этикет и все такое.
Что до институтов – тут мы до западных образцов не дотягивали. Положа руку на сердце – очень сильно отставали. Даже легенда о том, что там, за кордоном, наши корочки и специалисты зело ценятся, не спасла. Менять систему образования – долго, муторно, сложно... А вот переименовать, добавив флер престижа, – легко. И чтоб хотя бы в переводе стать High School, University и Academy, институты превратились в «вышки», универы и академии.
Словом, искания в области номинаций начинаются, когда что-то становится для кого-то неудобным. Всегда можно разобраться и понять, для кого именно.
Люди и марки
Вам, наверное, уже не терпится про Киру. Напомню, это такой семнадцатилетний дизайнер с большими глазами, который с помощью любящего папы и состоятельного отца стал популярным не только в России, но открыл в прошлом году свои магазины в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. А некая калифорнийская фирма «ПакСан», тоже делающая молодежную одежду и аксессуары, обратилась в суд с требованием защитить права на свою марку «Kirra» по причине (или все же под предлогом?) схожести звучания торговой марки «Kira Plastinina» с используемой «ПакСаном» торговой маркой. Удивитесь (или все же нет?), но американская компания суд выиграла. Огорченная Кира и представить не могла, что человеку могут запретить использовать его собственное имя: Кирой ее назвала мама, фамилия – папина, все по паспорту. Оказывается, могут. Кому неудобна Кира, которая Пластинина?
Была я на сайте у того «ПакСана» (обратите внимание, сколь деликатно все СМИ соблюдают начертание имени обидчика, выделяя крупно «с»). Kirra – всего лишь одна из десятка марок «ПакСана» (известная и лично мною любимая марка «Roxy» тоже принадлежит ему, а молодежная линия «Nike 6.0» сходит с паксановских же конвейеров). И пусть коллекции от Kirra, как и пластининские, предназначены для школьниц и студенток, даже визуально их логотипы имеют столько же общего, как у «Молодого» и «Коммерсанта».
Розовый бизнес
Наконец, при таком раскладе должны сутяжничать модный дом Кристиан Лакруа с тезкой Диором, а SUN Company, Sun Microsystems, Sun Innovations, Rocky Grove Sun и даже газета «The Sun» обязаны, в свою очередь, непременно посудиться с «PacSun». По аналогии и для разминки адвокатов. Но там никто никому не неудобен.
Неужели все так просто, пошло и банально? Русский бизнес, пусть и такой розовый, с рюшами, в очередной раз не хотят пускать в Америку? Думается, все могло быть совсем иначе, если бы страна, откуда родом Кира, состояла в ВТО. При регистрации в Штатах марки «Kira Plastinina» все прошло гладко, а когда дело дошло до защиты прав на интеллектуальную собственность, по законам ВТО стало понятно, что Пластининой придется несладко.
Так из-за взрослых дяденек с их политикой маленькой девочке больше нельзя знакомиться с новыми подружками вроде Пэрис, представляясь коротко и просто «Кира Пластинина». Теперь только «Кира Пластинина, но не та Кирра, которую делает «ПакСан». Ума не приложу, что бы я делала, если бы мне пришлось говорить «Сапович, но не та, другая, а которая пишет в «Молодой». Наверное, очень расстроилась и ждала нового разбирательства. Оно у Киры состоится в Калифорнии летом 2010 года... Сапович, которая для «Молодого», и Кира Пластинина, которая не паксановская Кирра, следят за развитием событий.
Опубликовано: 2009-12-03
|