Ловец душ на... кисть и карандаш
В станице Алексеевской Волгоградской области есть два памятника – казакам и Петру Первому. Как ни удивительно, но в соавторстве с П. Г. Солодковым и А. К. Еременко выполнил их известный волгоградцам по работе в журнале «Отчий край» художник-иллюстратор Вадим Жуков. Но наиболее известен этот художник по иллюстрациям к книгам волгоградских авторов: Бориса Екимова, Евгения Лукина, Льва Кривошеенко, Александра Цуканова...
– Я попробовал себя если не всюду, то практически везде, – рассказал Вадим Жуков. – Работал как иллюстратор, живописец, скульптор, график...
– С какими авторами нравится больше всего работать?
– С разными! От произведения зависит. Например, есть тексты, при чтении которых в голове сразу рождаются образы. И оторваться невозможно, пока не дочитаешь! Эти образы так и просятся на бумагу: вот мы, готовенькие, только поймай и вырази на бумаге. Я называю эффект таких образных произведений – «кино, написанное словами». А есть все вроде хорошо и даже интересно написано, но не «цепляет».
– А детские книжки иллюстрировали?
– Да, был опыт работы в журнале «Простокваша». Иллюстрировал я и книги Юрия Мишаткина. Скажу по секрету, что мастерства для того, чтобы оформлять детские и подростковые книги, надо больше, чем для взрослых. «Каля-маля» они сами рисовать умеют... Дело в том, что сейчас по поводу детской иллюстрации такой уклон: должно быть ярко и как-то наивно, лубочно! Совершенно с этим не согласен. Мы же детям закладываем вкус. Покажите сразу, еще в детской книжке, как должно быть!
– Если бы не стали художником-иллюстратором, то кем бы стали?
– Даже не знаю! Все было предопределено с детства! Сначала я просто любил рисовать, потом закончил художественную школу, затем Саратовское художественное училище, наконец, Львовский полиграфический институт по специальности «художник-график по оформлению печатной продукции». Можно сказать, мне повезло: несмотря на экономические передряги, работаю по специальности.
– А материальным вознаграждением довольны?
– Я бы сказал так: художник ни в Советском Союзе, ни в России никогда зарплату не получал, он ее зарабатывал. Подвох этой профессии заключается в том, что может быть то густо, то пусто. Бывали случаи, когда художник за полученный гонорар мог смело пойти и купить машину, а бывают месяцы, когда еле-еле на хлеб с молоком наскребаешь... Поэтому ребята, которые хотят работать в этой профессии, должны быть к экономической нестабильности готовы. Если в советские времена при строительстве любого здания 2% от стоимости сметы закладывали на художественное оформление – витражи, мозаику, роспись фасада, то сейчас о такой роскоши никто не думает. Поэтому заказы ищешь часто сам. Они могут быть самыми разными. Особенно если речь идет о частных заказах.
– И что просят чаще всего нарисовать? Портрет любимой бабушки?
– Чаще просят проиллюстрировать книгу собственного сочинения. И иллюстрировать этот непрофессионализм бывает сложно! Хотя есть и самородки, но я таких если три штуки встречал, то хорошо.
– На ваш профессиональный взгляд, любой человек умеет рисовать или...
– Во времена Пушкина каждого ребенка учили не только писать, считать, читать, танцевать, но и рисовать. Поэтому научить рисовать можно каждого. Но... Вот вам нравится, как рисовал Пушкин? Что-то есть, да? Какой-то свой почерк, манера... Вот, собственно, это и считалось неотъемлемой частью образования – раскрыть в ребенке именно его манеру рисования. Какая она – дело десятое... Но чтобы стать художником, надо кроме своей манеры и хорошего владения техникой уметь на картинах запечатлевать, не побоюсь этого слова, души людей, предметов... Вот это уже действительно от Бога! И если этот дар «поймать кистью или карандашом душу» есть, то при двух вышеупомянутых составляющих из этого ребенка получится ХУДОЖНИК.
– Сегодня для обозначения работы, свободной от графика и конкретного рабочего места, используют выражение «свободный художник». А у настоящего свободного художника может ли быть профессиональный рост?
– Если ты художник, то сам себя дисциплинируешь. Ведь никто над тобой с кнутом и пряником не стоит! Правда, если будешь долго лениться, то и кушать долго не будешь... Что касается профессионального роста, то, например, я себе ставлю «планочки»: во-первых, каждый раз стараюсь рисовать лучше, чем в предыдущий; во-вторых, непохоже ни на себя прошлогоднего, ни на кого-то другого... Даже маленький плагиат для художника – это смерть!
Наталья Полякова
Опубликовано: 2009-12-03
|