Последний герой встретит дочь...
Мало кто знает, что приближающийся Новый 2010 год встретит только один из доживших до наших дней защитников Дома Павлова – гражданин Узбекистана Камалджон Тургунов.
Дом Павлова не случайно называют Домом солдатской славы России: во время попыток штурмом овладеть зданием погибло больше фашистов, чем, например, во время наступления немцев от границы Франции до Парижа. Этот факт был признан фельдмаршалом Паулюсом, а потом и советскими историками. А вот имена некоторых защитников Дома Павлова по различным причинам, наоборот, замалчивались. И лишь сегодня, десятилетия спустя, мы узнаем правду о героях легендарного эпизода Сталинградской битвы.
Итак, Дом Павлова обороняли 24 воина 11 национальностей. И командовал этим разноязычным отрядом лейтенант Афанасьев. Его понимали все. Правда, за несколько дней до окончания обороны знаменитого дома-крепости его, раненого, переправили в госпиталь. И слава его не догнала... Командование на себя принял сержант Яков Павлов, который и остался в истории навечно.
С 23 сентября по 25 ноября 1942 года продолжалась оборона Дома Павлова. Если следовать страницам истории дальше, то именно с восстановления этого дома, как принято считать, и началось знаменитое черкасовское движение. Чуть позже подвиг защитников дома-крепости был увековечен мемориальной стеной на фасаде здания.
– Судьбы некоторых солдат, оборонявшихся в здании на современной улице Советской, 39, оказались трагическими, – рассказал краевед Сергей Юрьевский. – Так, один из защитников вскоре попал в плен и перешел на сторону власовцев. Долгое время в списке героев не значился воин-калмык, поскольку калмыков, признанных руководством СССР пособниками фашистов, переселяли. Кроме того, по некоторым сведениям, среди «павловцев» с первого до последнего дня обороны дома находились медсестра и две санитарки. Однако этот факт по-прежнему оспаривается некоторыми историками.
До сегодняшнего дня из защитников Дома Павлова дожил только один человек – гражданин Узбекистана, которому волгоградские узбеки помогают периодически.
– По окончании войны Камалджон Тургунов поселился, да и сейчас живет, в Наманганской области Узбекистана, всю жизнь он проработал трактористом, – рассказал нам исполнительный директор областной общественной организации «Узбекская диаспора» Балтабай Саидабдулаев. – Поскольку Камалджон довольно скромный человек и свои боевые заслуги никогда не афишировал, то о его многочисленных наградах мало кто знал. За исключением местных властей, а также 14 детей и нескольких десятков внуков и правнуков.
– Как ощущает себя сейчас защитник легендарного Дома Павлова?
– Окруженный заботой родных, чувствует себя хорошо, обеспечен всем необходимым. Кстати, в прошлом году Камалджон получил привет от волгоградской узбекской диаспоры в виде сотового телефона и денежной премии. Последнее необходимо Тургунову на лекарства. Более того, мы приложим все усилия, чтобы Камалджон приехал в Волгоград на празднование 65-летия Победы. Тем более что здесь, в Волгограде, живет его названая дочь Зинаида Петровна Андреева (в девичестве Селезнева), председатель общественной организации «Дети военного Сталинграда». Во время обороны Дома Павлова Зинаида была младенцем...
– Расскажите об этом подробнее!
– Насколько я знаю, в Доме Павлова жили дедушка и бабушка Зинаиды. У них было там служебное помещение – они дворниками работали. И когда началась бомбежка, то мама Зины побежала к ним. Отца Зины забрали на оборону Сталинграда еще весной, он рабочим был на «Красном Октябре». Его звали Петр Павлович Селезнев. Он погиб, так и не узнав, что у него родилась дочь... Медиков не было... Солдаты портянки дали на пеленки... Зина чуть в Доме Павлова не умерла – дизентерия была страшная. Только по окончании обороны легендарного дома малышку и ее маму удалось переправить за Волгу. Но в 1943-м они вернулись в родной город опять...
– А Зинаида Петровна не переписывалась со своими «крестными папами»?
– По ее рассказам, многие посылали ей посылки, хотя сами жили очень бедно! Все величали «дочкой». А Камалджон Тургунов даже прислал справку, в сельсовете заверенную, что Зинаида действительно родилась в Доме Павлова. Это давало ей какие-то льготы... Сохранилось и письмо Тургунова к Зинаиде (кстати, точек и запятых он не признает!): «Многоуважаемому дорогой внучка Петровна здравствуйте! Разрешите мне во первых привет ваш и вашу семью свою горячих чисто сердечных пламенных привет во вторых поздравляю с ближайшим праздником первой майским праздником международным солидарности всего от души желаю вам и вашу семью слава богу мы тоже пока все нормально живем. До свидания – обнимаю крепко целую с уважением к вам ваш дорогой уважаемый отец. 15 апреля 1992 года».
– Очень хотим, чтобы свиделись еще раз названые отец и дочь! Мы приложим для этого все усилия, – еще раз заверил меня Балтабай Саидабдулаев. – Ведь Камалджон и Зинаида Андреева являют собой живую историю, иллюстрируют преемственность поколений и искреннюю дружбу людей разных национальностей. И знать об этом современники просто обязаны...
Ева Ненашева
Опубликовано: 2009-12-03
|