Звезды летом не скучали,а в «Созвездии» зажигали
В самый разгар дачного сезона из города и области исчезла значительная часть
(около 350) одаренных детей. Они собрались на «Детских творческих дачах», чтобы
пикировать личные недостатки, отбирать в себе лучшие качества и взращивать новые
таланты.
«Дачи» – это профильная смена Волгоградской региональной общественной детской
организации «Созвездие талантов» (председатель – Л.Б.Камышева) поэтому туда
съезжаются маленькие артисты: певцы, танцоры, музыканты. Очень часто у них есть
не только музыкальные способности, но и задатки художников, актеров, журналистов.
Поэтому вожатые стараются создать все условия, чтобы дети проявляли свои таланты,
ищут подход к каждому ребенку. Собираются после планерки (ведь днем на это времени
не хватает) и часами обсуждают одного «дачника», а также советуются с Александром
Суворовым, который уже два года ездит на «Дачи» вместе с «Созвездием».
Университеты от Суворова
Александр Суворов – ученый и неординарный человек. Когда ему было 3 года, он
ослеп, еще через шесть лет потерял слух. Несмотря на свои особенности, получил
высшее образование в МГУ, добился звания доктора психологических наук, а также
должности профессора университета Российской академии образования, членства
в Международной Академии Информатизации при ООН и многих наград за литературные
труды.
Всю жизнь Александр Васильевич боролся против стереотипа, что инвалиды – это
«люди с ограниченными возможностями».
В своих статьях и книгах он объясняет, что у слепоглухих, таких, как он сам,
возможностей не меньше, чем у «зрячеслышащих». Просто здоровые люди должны не
жалеть и не оплакивать инвалидов, а помогать им проявить себя. Суворов считает,
что его личные успехи – это заслуга педагогов из Загор-ского детского дома,
где он воспитывался, и преподавателей МГУ.
– Цель учителя – стать как можно скорее ненужным ученику. Ни в коем случае не
штамповать себя в ученике, а вызывать и направлять его личные усилия, – наставлял
Александр Васильевич «дачных» вожатых.
Каждый вечер у него собирался педсовет, чтобы задать «три вопроса Суворову»
– о чем угодно. Таким же образом, хотя реже, доктор психологических наук беседовал
со стажерами.
Кроме того, он давал детям бесценные уроки: познания себя, гармонии, успеха,
правды и права, долгой жизни, урок игровых ситуаций и т.д. Они проходили под
общим названием «Школа социальных спасателей», смысл которого Александр Васильевич
объяснил следующим образом:
– Участие бывает разное. Участие, например, в творческом деле, в выступлении
на сцене, чтобы похлопали. И – участие в трудностях, участливость, проявление
участия. Социальный спасатель – тот, который участвует во втором смысле. Помогает
в беде, в трудной ситуации. И еще социальный спасатель не врет ни себе, ни другим…
Такие занятия Суворов проводил для каждого отряда отдельно. Маленьким рассказывал
дактильную сказку: показывал буквы, которые похожи на быка, корову, и демонстрировал,
как они бодаются. А для старших ребят читал лекции, с которыми выступает в университете
Российской академии образования.
Наверняка вас мучает вопрос: как же здоровые люди понимали его? Существует язык,
который друзья Александра Васильевича по детскому дому пытались обозвать умными
словами, вроде «хиромантия» и «дермография», но так как они перекликались с
нехорошими словами, то стали называть просто: письмо по ладони. Чтобы человек,
который не видит и не слышит, вас понял, нужно взять его ладонь и написать по
буквам то, что хотите ему сказать. Буквы пишут отдельно, размером с ладонь каждую.
Кроме того, есть дактильный способ общения, тоже несложный, когда из пальцев
складывают фигуры, которые обозначают буквы или слова. Слепой человек на ощупь
определяет, что это за фигура.
На занятиях Суворова рядом с ним садился «переводчик», который писал ему вопросы,
а отвечал Александр Васильевич голосом. Под конец смены многие ребята выучили
пальцевой алфавит и тем самым облегчили общение. Кстати, Суворов очень любит
детей и сам быстро покоряет их сердца, к нему даже приклеилось прозвище «детская
вешалка». В свободное время ребята прибегали к нему, чтобы поделиться своими
радостями или горестями. Александр Васильевич старался «вчувствоваться и вдуматься»
в каждого из них. Например, девочке, которая не могла подружиться с отрядом,
он посоветовал универсальную формулу человеческих взаимоотношений: «помогать
другим и принимать чужую помощь». Его советы не прошли для детей бесследно.
Александр Суворов и дети общаются сердцем...
Инна Котлярова
Опубликовано: 2004-09-02
|