Эх, вы, студенты...
Еще учась в школе, я подумывала стать учителем, чтобы так же, как мой физик, вершить судьбы, ставя «четыре» и лишая золотой медали. Но я и представить не могла, что, будучи журналистом и даже редактором, мне доведется преподавать и сделать для себя и для вас кучу интересных открытий.
Взрослые детки
На сей раз мне достался не просто второй курс, а второй курс вечерников, взрослых людей, которые в массе своей получали второе высшее образование осознанно, за самостоятельно заработанные деньги. Кстати, похвально и завидно. С первого же занятия мне понравилось с ними работать. Никакого тебе гама, никаких асек или вопросов с места в момент апофеоза преподавательской мысли. Разве что компьютеры мешали: тогда, когда мне ничего не надо было показывать, взрослые руки моих «детей» тянулись проверять почту.
Читать новостные ленты не тянулись. И, как я ни старалась донести до них витальную важность мероприятия «мониторинг», они умудрились оказаться не в курсе таких громких новостей, как Кадышева с ее попыткой попасть на обложку «Men’s Health», аскетская трапеза Абрамовича стоимостью 52 тысячи долларов и многих других. Оговоримся, однако, что многие из них были большими умницами по части прилежания и кругозора.
Что мы имели: я, со своими знаниями, они, со своим желанием к ним приобщиться, – взрослые люди, диалог на равных. Не тут-то было!
Синдром студента
Студент – он, знаете ли, и в Африке, и в России, и в Волгограде, и в Москве студент. И первое, чем он подтверждает этот свой социальный, не иначе, статус, – невыполнение первого же домашнего задания семестра. Казалось бы, дальше сложнее, и проще не выполнить какую-то большую работу. Но нет, это студент всегда успеет, а халявить по мелочи – святое дело.
Потом, чтобы наверняка, я собрала у своих подопечных электронные адреса и стала рассылать задания на них. Как вы понимаете, чудесным образом никуда, кроме моего второго ящика, добавленного в копии для проверки, они не доходили.
С явкой тоже были сложности. На гребне информационной волны о гриппе бОльшая часть курса заболела. Видимо, стали-таки следить за новостями. И у меня были бы все основания поверить в эту локальную эпидемию, если бы не ливший в тот день как из тыщи ведер дождь. Я и сама не хотела выходить из дома, но так как преподавателю не пристало отмазываться, была готова на этот подвиг Макаренко. Но они все сделали за меня.
Чем больше мы общались, тем глубже и я впадала в студенчество. Например, снова стала опаздывать: то засобираюсь, то выйду поздно, то влезу в самую пробку – ведь только студент может понадеяться, что пронесет. Однако опаздывать в статусе преподавателя – такое удовольствие, доложу я вам! Ко мне вернулся «синдром студента»: к собственным лекциям я готовилась в последний день. А когда надо было вспомнить курс права или прочесть пару толстых книжек – то, как самый настоящий студент, в последнюю ночь.
ЗачОтные сенсации
На днях я приняла у ребят зачет – да, заранее, это деканат им так потрафил: чтоб не забыли к сессии то, чего не знали. И, как это обычно бывает, он стал откровением. Одна студентка позвонила и, представившись «как бы вашей ученицей, что ли», сообщила, что опоздает (к слову, я задержалась – почувствуйте разницу – всего на 20 минут). Другая отравилась и мэйлом предложила сдаваться дистанционно. Буквально за час до зачета. Остальные были в сборе, с уверенностью на лицах и заданиями на руках.
О том, что когда студент списывает, видно невооруженным глазом, я уже писала. Поэтому разрешила пользоваться тетрадями: во-первых, задание творческое, во-вторых, далеко не у всех были лекции. Удивлением стало другое. Главный интерактивщик и балабол, самая харизматичная личность и просто обаяшка, который никогда не молчал на парах, оказался пустышкой. Он мало чего дельного сказал в устном ответе, а то, что сдал в письменном, я до сих пор не расшифровала до конца – не владею вязью. Зато скромные девочки, которые прежде молча кивали, оказались действительно готовы, а их письменные ответы восхитили, порадовали, умилили. Впрочем, на то он и зачет, что его получили все.
Прощались как друзья. Мне даже взгрустнулось: если после семестра так жалко деток отпускать, то каково нашим кураторам, которые видели нас все пять лет? (NB: позвонить своему куратору!) Короче, преподом быть хорошо, а студентом – клянусь несданным студенческим – лучше!
Алена Прокулатова
Опубликовано: 2009-11-26
|