Когда «зайка» и «лапочка» – рабочие термины...
Почему-то эта профессия не является особенно популярной, хотя каждый сознает ее значимость. На эти факультеты абитуриенты не валят толпами, как, например, на экономические и юридические, но, став первокурсниками, собираются все-таки работать по выбранной профессии. Профессионалы от этой специальности ценятся «пользователями» буквально на вес золота, а о себе эти «кусачих дел мастера» говорят, что они еще и... сказочники! Наконец, в данную медицинскую специальность не берут «безруких», и «золотые руки» являются здесь таким же важным профессиональным качеством, как острое зрение у водителей или слух у музыканта.
Разгадали загадку? Верный ответ – детский стоматолог. И если вы сами или кто-то из ваших друзей задумал им стать, то этот материал можно считать «ознакомительной инструкцией».
Оказывается, профессия врача-стомато-лога является одной из наиболее стрессогенных – она занимает четвертое место по шкале профессионального стресса, рассчитанной на базе данных 1500 профессий. Особое значение придается тому, что врач-стоматолог, а особенно детский, общаясь целый рабочий день лицом к лицу с пациентами, сопереживает им в боли и страхе. Более того, практически каждый пациент, а тем паче юный, воспринимает зубоврачебную процедуру с тревогой, а иногда и с отвращением, криком и даже агрессией, перед которыми врач беззащитен, хотя он и стремится провести все этапы лечения безболезненно. Сильное или очень сильное напряжение от контактов с пациентами испытывают около половины детских стоматологов.
– Был случай, когда ко мне привели лечиться мальчика лет двенадцати, – поделился опытом Дмитрий Маслов, который работал в Волгоградской детской стоматологической поликлинике. – Он от страха вцепился в водопроводную трубу, ведущую к раковине, так, что мы его не могли отодрать вдвоем с папой! В результате труба переломилась! Понятное дело, что в этот раз ни о каком лечении речи быть не могло. Было даже невозможно попросить мальчика открыть рот. Оставалось только одно – разговаривать. Обо всем, что придет в голову! О футболе, человеке-пауке, моделях машин, рэпе и вообще обо всем, что может интересовать пацана в 12 лет. Сработало! Через два визита парень открыл рот, а потом и «выделил» на лечение сначала один зуб, с самым простеньким диагнозом, потом и до «сложных» очередь дошла... Мне кажется, что в конце он даже малость сожалел, что лечение окончилось – окончилось дружеское общение. А для меня этот паренек стал своеобразным тренажером профпригодности...
Врач-стоматолог со стажем (МУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» г. Волгограда) Лидия Князева проработала в «детстве» аж девятнадцать лет! Так получилось, что, окончив мединститут, вакансию во взрослом отделении она не нашла, свободная была только в детском.
– Но я ничуть не жалею! Ни о выборе профессии – недаром же я с детства играла «во врача», ни о детском «профиле». Детки-то приходят с чистыми ротиками, а не пропитые или прокуренные, как взрослые. Пусть и психологически лечить детей труднее – они боятся больше, чем взрослые! Но я так привыкла, что у меня уже автоматически вылетает обращение к пациентам «зайка», «котенок», «солнышко», «лапочка». Особенно комично, когда приходишь с таким «словарным запасом» во взрослую поликлинику на замену. Обращаешься, предположим: «Зайка, открой ротик!», смотришь в кресло, а там целый... мм... зайчище сидит...
– Как уговариваете детей?
– Разговорами, лаской, заинтересованностью жизнью именно этого ребенка. Причем дети с радостью идут на контакт, а потом и доверяют мне свои зубки, когда интерес идет от сердца, искренний. Например, был мальчик лет шести, который увлекался динозаврами. И, несмотря на юный возраст, знал он о них уже довольно много. Зубы он у меня не особенно хотел лечить, но через рассказы о динозаврах мы с ним поладили... А как-то он мне говорит: «Знаете, у меня у моего игрушечного динозаврика Матильды тоже зубик болит. Можно я к вам ее приведу?» «Приводи, – ничуть не смутившись, говорю я. – Я принесу для нее специальное лекарство».
– Лидия Александровна, хотели бы, чтобы ваша дочь получила бы эту же профессию?
– Нет, не очень. С одной стороны, отдача в этой профессии огромная, а с другой – зарплата не очень-то высокая. Оклад не дотягивает до шести тысяч рублей в месяц! При том, что ответственности – море! И еще наметилась грустная тенденция: с детьми маленьких пациентов ладить сейчас гораздо сложнее, чем раньше. Уровень культуры упал, уважение к другим людям тоже. Так и хочется сказать: «Ребят, если из профессии детского стоматолога уйдут любящие людей и свое дело профессионалы, то что вы будете делать? Сами лечить? Ведь попробуйте вытерпеть зубную боль...»
Опубликовано: 2009-11-26
|