Быть королем в своей стихии
Александр Барышников придерживается такого мнения: чем быть плохим инженером, лучше стать хорошим рабочим. А потом – почему непременно нужно стремиться к вузовскому диплому? Сколько ребят, обладателей этого заветного документа, среди его знакомых, а таких, кто бы гордо мог сказать: я инженер или механик, раз, два и обчелся.
О себе Саша говорит не стесняясь: плотник. Хороший ли, плохой – судить не ему, но работает с интересом, старательно, сам ведь выбрал дело по душе. Впрочем, нет! Мечту заниматься древесиной перенял от отца, по наследству как бы.
Еще в детстве, рассуждая о будущем, Саша спросил:
– Пап, а как ты понял, что хочешь управлять вращающейся печью, цемент хочешь делать?
Отец усмехнулся:
– Это долгий разговор. Скажу одно: пацаном мечтал я работать на деревообрабатывающем станке. Интересно ведь! Берешь болванку, крепишь в станок, включаешь его – и пошла стружка... А из-под нее деталь просматривается – та, что ты задумал. Здорово ведь?!
– А знаешь, я тоже хочу управлять станком.
– Этому учиться надо, – урезонил отец.
– Так давай учиться!
То ли в возгласе и глазах мальчишки почувствовалось серьезное желание, то ли Владимиру Степановичу самому захотелось приблизиться к своей мечте, только вскоре в сарае Барышниковых появился станок. А потому учителю труда не надо было особо заморачиваться с Санькой, к девятому классу мальчишка на отлично усвоил всю программу, ему одному было разрешено работать на станке в школьной мастерской.
Родители рады были увлечению подростка – не болтается без дела, каждую свободную минуту использует с толком, но когда сын объявил о своем решении поступать в профучилище, возмутились, особенно Вера Ивановна.
– На мою поддержку не рассчитывай, – пыталась испугать она во всем покладистого младшего сына. Но тот оказался упрямцем. Самостоятельно забрал документы из школы, отнес их в училище.
Ни тогда, ни теперь Саша не сожалеет, что ослушался мамы. Ему все нравилось в училище: добротная учебная база, оснащенная современными станками, хорошим инструментом, толковый теоретический курс, а главное – практика. Создавали не просто мебель из-под топора, а с тонкой обработкой, корпусную. Мастер подбадривал ребят, говорил:
– Вы должны не делать, а творить, причем лучше меня, искуснее.
И мальчишки старались. Как-то Саша взялся за изготовление круглого стола для гостиной. Все шло неплохо, но в вещи явно не хватало какого-то изыска. За советом обратился к соседу – дяде Саше Жукову, человеку мастеровому, знающему толк в обработке древесины. Тот дал дельный совет, а в придачу подарил набор инструмента для резьбы по дереву.
– Мне не надо, у тебя же вся жизнь впереди.
Вообще себя Саша считает счастливым человеком – везет ему на хороших, щедрых людей, на добрые события. Кто-то на чем свет стоит клянет службу в армии, для него это чудесная пора юности. Началась на юге, в Краснодарском крае, продолжилась и завершилась на востоке, на Сахалине.
– По сей день остров снится, – признается Саша. – Красота в тех местах неописуемая, особенно осенью, сопки желто-красные, море синее-синее... И люди... Исключительные они какие-то: открытые, доверчивые. Девчонки знают себе цену. Поболтать с ними, посмеяться – это пожалуйста, но не больше того. Дома до армии шла какая-то вялотекущая жизнь. Там, вдали от дома, среди чужих людей научился многому.
– Например?
– Например, в отсутствие родных обретать друзей – таких, кто заменит мать, отца, брата, любимую девушку...
...– Ребята боятся идти в армию из-за дедовщины.
– Я не знаю, что это такое. Может, с частью повезло, а может, строго сейчас с этим делом. У нас, к примеру, было так: появился синяк – пиши объяснительную, расскажи всю историю его происхождения.
– Не забыл за время службы, как рубанком орудовать?
– Что вы! Помните, в приключениях Шурика осужденный на 15 суток готов был трудиться на любом производственном участке: я, я, я... Нечто подобное происходило и со мной. С удовольствием участвовал в отделке кабинетов, возведении офицерской гостиницы. Заработал, между прочим, на мобильник, на возвращение домой самолетом, а главное – научился отдельным строительным операциям с использованием современных материалов.
Теперь Саша работает в ремстройцехе ОАО «Себряковцемент» – на предприятии, где трудятся отец, брат. Продолжает рабочую династию Барышниковых. Приняли начинающего трудовой путь радушно, с подчеркнутым дружелюбием, однако к кое-каким станкам не допускают. Парень не в обиде, всему свое время, техника безопасности – дама серьезная, торопливости не терпит. Работая бок о бок с ветеранами производства, внимательно присматривается к их действиям в труде, отношениям в коллективе. В пример себе взял своего наставника Александра Ивановича Березина и мастера на все руки Александра Алексеевича Игнатова – людей уважаемых не только в цехе, но и на заводе.
А совсем недавно рассказала Вера Ивановна сыну байку о короле, бросившем трон и уехавшем в село выращивать капусту... Осиротевшая свита с поклоном прибыла к правителю и попросила его вернуться к исполнению своих прямых обязанностей.
– Нет, – сказал король, – управлять государством может любой из вас, но выращивать ТАКУЮ капусту – никто, кроме меня.
Саша понял, мама приняла его выбор профессии. Дело теперь за другим: стать настоящим Мастером.
С. Земзюлина
Опубликовано: 2009-11-26
|