Наука – дело тонкое...
Совсем недавно девять волгоградских базовых вузов были уличены в массовом помешательстве на разнообразных науках и околонаучных вопросах. Устроили буквально шабаш. А мы и рады. Наука – это ж хорошо! И даже модно.
Девять вузов – это: технический, педагогический, медицинский и архитектурно-строительный университеты, ВолГУ, сельскохозяйственная академия, академия МВД, академия физической культуры и академия государственной службы. Если вы являетесь студентом одного из этих вузов, обладаете цепким умом, активной жизненной позицией и у вас наблюдается непреодолимая тяга к одному из предметов, то, несомненно, вы проявили себя на XIV региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области, которая проходила с 11 по 13 ноября.
Открылась конференция пленарным заседанием, которое состоялось 10 ноября в актовом зале ВолГУ. Приветствовали участников конференции ректор ВолгГТУ профессор И.А. Новаков, заместитель главы администрации Волгоградской области Г.И. Хорошева, ректор ВолГУ профессор О.В. Иншаков и ректор ВГПУ профессор Н.К. Сергеев. И завершил заседание представитель студенчества – магистрант кафедры истории России ВГПУ, председатель студенческого научного общества Александр Липатов.
В конференции могли принимать участие молодые ученые, студенты и школьники, выполнившие оригинальные научные или инженерно-технические разработки и исследования. Причем возраст авторов не должен превышать 28 лет, а они не должны иметь ученых степеней или званий. И важно то, что конференция проводилась в форме конкурса: чтобы работа была выслушана на конференции, она должна была пройти этапы внутривузовские и заочный этап в вузах.
По словам начальника отдела научно-исследовательской работы студентов ВГПУ доцента И.А. Кирилловой, «особенностью региональной конференции молодых исследователей является то, что значительная часть научных докладов непосредственно связана с реализацией стратегических программ, поставленных руководством страны перед научным сообществом. Подобная крупная конференция позволяет задействовать потенциал нового поколения и является важным элементом в реализации последовательной молодежной политики не только региона, но и государства в целом. Конференция по гуманитарным направлениям отличилась свободной критикой, открытым выражением различных мнений. Уважаемые эксперты спокойно, а подчас и скептически воспринимали доклады молодых исследователей, какие бы интересные или актуальные они ни были. «Не звенели фанфары и не били литавры», раздавались лишь редко хвалебные отзывы. Однако все это свидетельствовало о факте их признания и означало, что в здании Науки положен еще один кирпич».
Интересно, увидели эксперты в молодых исследователях надежду и опору науки? Ответ был однозначным: «Одним из важных результатов этой конференции стало понимание, что следующее поколение есть. И ему удается и сохранить традицию, и привнести в науку много нового, у молодых появились впечатляющие достижения».
Завершилось подведение итогов работы конференции торжественной церемонией награждения победителей уже, перейдя дорогу, в педагогическом университете 19 ноября. По каждому из направлений были отмечены молодые ученые-лауреаты и студенты-лауреаты. Им были присуждены три премии в каждом направлении и объявлены благодарности.
Предупрежден – значит, вооружен
Каждый из вас обязательно поучаствует в какой-нибудь научной конференции. Это нужный опыт в жизни каждого студента. Поэтому смело предоставляем в личное пользование советы, подготовленные экспертами.
1. Отрепетируй доклад дома и убедись, что ты укладываешься в отведенные 5–7 минут – это примерно 2 страницы текста, прочитанного лекторским темпом. При нарушении регламента председатель экспертной комиссии вынужден будет торопить, и окончание доклада окажется скомканным.
2. Говори достаточно громко и внятно, не спеши и не тараторь.
3. Текст доклада вовсе не обязательно должен совпадать с текстом тезисов. Более того, устный доклад, читаемый с текста тезисов, производит несколько тягостное впечатление.
4. Обдумай порядок и технику показа демонстрационного материала. Его содержание не должно быть пересыщено мелкими деталями.
5. Не умничай в сложных формулах и терминах, значение которых тебе не вполне понятно, – эксперты сразу же это обнаружат.
6. В начале доклада назови тему своей работы, затем скажи, что является ее целью, какая ставилась задача. Далее, не вдаваясь в мелкие детали, расскажи, что тобою лично сделано для достижения этой цели, т. е. кратко изложи содержание своей работы. Отметь, с какими трудностями в ходе работы ты столкнулся и как их преодолел.
7. При демонстрации экспоната или чертежа взгляд должен быть обращен в основном к слушателям, а не к экспонату или экрану.
8. В заключение четко сформулируй выводы или главные результаты.
9. При ответах на вопросы будь вежлив и терпелив, каким бы «глупым» вопрос тебе ни показался. Высокомерие или остроумие перед экспертной комиссией неуместны. Если чувствуешь, что не можешь ответить на вопрос по существу, признайся честно, что этим вопросом ты не занимался; не пытайся отделаться общими фразами.
Привлекает ли вас научная деятельность?
Александр Жирков, будущий филолог:
«Безусловно, привлекает. Я занимаюсь риторикой. Если говорить конкретно, то моя тема «Манипулятивные приемы в коммерческой рекламе». Сотрудники университета изначально сагитировали. Ведь обычно как начинается научная деятельность у студента? В добровольно-принудительном порядке с курсовых работ».
Олеся Швыдченко, будущий экономист:
«Раньше я занималась генеалогией. Писала научные работы, занимала призовые места на олимпиадах и международных конкурсах. После окончания школы моя научная деятельность прекратилась. В университете есть возможность заниматься наукой, но мне хватило и школы».
Виктория Пронина, будущий художник-график:
«Чтобы заниматься наукой – это нужен особый интерес, если бы я за это взялась, то, скорее всего, мой научный интерес был бы направлен на сурдопсихологию. Но, чтобы писать научную работу, увы, нужно много-много времени и (в моем случае) наблюдательной работы, а когда этим заниматься?! Пока что некогда...»
Алексей Лопаткин, будущий экономист:
«Не занимаюсь, так как не интересует меня наука. Конечно, идет у нас на кафедрах агитационная и разнообразная привлекательная работа... И сами преподы предлагают написать какую-нибудь статейку... Мне это не нравится – я лучше на сцене покривляюсь».
Опрос подготовила
Мария Долгополова
Мария Долгополова
Опубликовано: 2009-11-26
|