Ты один меня согрел, мой любимый МЛМ?
Кто не читал объявления на входе в тот или другой офис: «Вход торговым агентам и коммивояжерам воспрещен»? А кто не слышал бодрых и порой навязчивых речей торговых представителей, рассказывающих о косметике, чудо-биодобавках и других замечательных товарах, которые можно купить только сейчас и только у этого продавца?
Итак, начало 21 века ознаменовалось для России еще одной придумкой цивилизации – сетевым бизнесом. Что это за «зверь» и чем он опасен? А главное, возможно ли в этой «шкурке» зарабатывать деньги, о которых твердят все члены подобных компаний?
Сетевой (или многоуровневый) маркетинг произошел от английского выражения «multi level marketing». Отсюда и аббревиатуры: «MLM» и «МЛМ». В сущности, это просто-напросто один из способов реализации товара. Все МLM-компании для реализации своей продукции используют не привычные полки магазинов, а прямые продажи: дистрибьютор компании доставляет товар прямо к вам домой или в офис, где и рассказывает обо всех его прелестях. Таким образом продают товары известные «Amway», «Oriflame» и множество других, менее известных.
До «вершины» дойдут единицы!
Конечно, для компании-производителя подобная схема сбыта выгодна. Во-первых, не надо содержать «раздутый» административный штат, а достаточно организовать работу одного склада-офиса, ведущего прием-выдачу заказов от независимых дистрибьюторов. Во-вторых, отпадает надобность сильно тратиться на рекламу: о достоинствах товара покупателю красочно расскажут дистрибьюторы. Наконец, не надо ломать голову над тем, как выстроить эффективно действующую цепочку сбыта – обо всем позаботятся все те же «волшебные» дистрибьюторы.
– Руководствуясь тремя предыдущими пунктами, владельцы MLM-компаний поняли одну важную вещь: своих «волшебных» сотрудников и вознаграждать надо достойно! – рассказала волжский экономист, преподаватель Волжского филиала Волгоградского техуниверситета Татьяна Рогожкина, как раз пишущая диссертацию на тему развития и перспективности сетевого бизнеса в Волгоградской области. – И сделать это надо так, чтобы у них остался стимул для дальнейших «трудовых подвигов», а окружающие поверили в то, что и они со временем достигнут желанных денежных «высот». Для этого в МLM-компаниях разрабатывают специальные маркетинг-планы, то есть систему вознаграждений и бонусов за то, что независимые продавцы (консультанты) не только занимаются реализацией продукции компании, но и привлекают в этот бизнес новых распространителей и обучают их.
– Получается, уровень вознаграждения консультанта напрямую зависит от уровня его личных продаж и уровня продаж новичков, обученных им?
– Верно. И если на собственно продажах разбогатеть сложновато, то на привлечении в бизнес новичков можно «поднять» хорошие деньги. Суть такова: вышестоящий работник получает вознаграждение от каждой продажи, которую совершил приведенный, например, мною сотрудник. Этот сотрудник также получает прибыль не только от личных продаж, но и от продаж, совершенных теми, кого лично он привел в этот бизнес. И так далее! Количество уровней не ограничено...
– Значит, выгоднее даже не продавать продукцию, а... набирать все новых и новых дистрибьюторов? Пирамида какая-то...
– Похоже, но... Существует одна важная «закавыка», которая, наверное, и отличает МLM-бизнес от классических «пирамид» типа «Русского дома селенга». Дело в том, что если «спонсор» («лидер», «консультант» – в разных компаниях отличаются и «звания», следующие сразу за «рядовым» – обыкновенным коммивояжером «с улицы») перестает обучать и вдохновлять свою группу продавцов, то сильно падает и уровень зарплат, и количество скидок, бонусов. Знаю, что в одной компании, если уровень скидки достигает максимального порога – 21%, то и вся группа получает совершенно другие преимущества и возможности. И они стоят того труда, который в их получение был вложен!
– Как выглядит карьерный рост в сетевом бизнесе?
– Выполняя ряд условий, обыкновенный «уличный» коммивояжер превращается в «спонсора», потом в «старшего дистрибьютора», а затем в «директора», который зарабатывает в основном на проценте от объема продаж, осуществленных участниками групп. Конечно, не надо быть гением, чтобы понять, что подобного уровня в сетевой иерархии удается достичь далеко не всем участникам этого бизнеса.
Найдите отличия
Представители сетевого бизнеса на дух не переносят обвинений в принадлежности к «пирамидам». И называют отличия «легитимной сетевой компании» от мошеннических финансовых пирамид. Разнятся они такими моментами:
• во-первых, сумма первоначального взноса за членство в компании должна окупаться суммой знаний и умений, полученных вами при обучении;
• во-вторых, обратите внимание на товар, который вам предстоит реализовывать (подсказка: продукция должна быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО эксклюзивной и очень качественной);
• в-третьих, реализуется ли товар на открытом рынке: если единственными потребителями продукции являются дистрибьюторы компании, то, получается, смысл покупать продукцию состоит только в получении комиссионных. И это, скорее всего, тоже «пирамида»;
• в-четвертых, из какого источника дистрибьюторам выплачивают комиссионные? Если деньги берутся ТОЛЬКО из вступительных взносов вновь прибывших членов, то это однозначно «пирамида».
Кристина Венцова
Опубликовано: 2009-11-12
|