Словесный пэчворк
Написать книгу, конечно, великий труд. Но книги тоже бывают разные. Бывают монолитные, а бывают словно состоящие из маленьких кусочков. Этакое большое одеяло из слов, выполненное в стиле пэчворк. Стильно и необычно. Вроде и работа проделана большая, но работа другого рода. Так вот такими двумя книгами я с вами и поделюсь.
Сделай сам
Дина Рубина признается, что книга «Больно, только когда смеюсь» появилась на свет случайно. Что еще бы одно нажатие кнопки мыши мальчика из системного обслуживания компьютеров, и книги бы просто не было, но в последний момент писательница успела крикнуть «Стойте!». Поэтому сейчас мы можем наслаждаться книгой, составленной из отрывков интервью, взятых у Дины Ильиничны разными журналистами в разные годы. Список журналистов, кстати, не забыт, а благодарно напечатан в конце книги.
Вопросы разделены на несколько тем, и каждая из них носит свое, непохожее на других, название. Дина Рубина рассказывает о том, как вышло, что она стала писательницей, где правда, а где выдумка в ее романах, о том, как переехала в Израиль и что видно с ее балкона в Иерусалиме. А художественное оформление книги исполнил муж писательницы – известный художник Борис Карафелов.
Книга, что и говорить, получилась с душой. Домашняя и теплая, она подтверждает, что и эти люди не столь далеки от таких простых вещей, как анекдоты. У Дины Рубиной любимый анекдот сыграл немалую роль. Вы и сами поймете какую. Вот он: «По ночному местечку пронесся погром. Наутро Федор проходит мимо скобяной лавки, на дверях которой погромщики распяли его соседа Хаима.
– Хаим, тебе больно? – спрашивает он.
– Нет, – отвечает полуживой Хаим. – Только когда смеюсь».
Пусть сделают другие
Игорь Свинаренко, большой мастер репортажей, открылся для нас с другой стороны: он еще великий мастер интервью – это буквально вершина его мастерства. И если с Диной Рубиной беседовали множество журналистов о ее жизни и персоне, то Свинаренко, наоборот, – грудью на амбразуру – выводил на откровения «великих мира сего». Изначально все интервью были сделаны для его журнала «Медведь», но потом все это оформилось в книгу под названием «Сильно умные. Разговоры про успех».
Как журналист в предисловии к своей книге написал так: «Пока книжка готовилась к печати, иные из персонажей поменяли статус; что с того? Умный человек – он и в Африке умный... Подумаешь, должность. Тьфу! Конечно, великие направо и налево раздают интервью, но чаще всего их расспрашивают про всякую ерунду. Я же пытался с ними говорить за жизнь – а это ж другое. Так списывают у отличников их сочинение, рассчитывая получить пятерку...»
С другой стороны, называть эти беседы интервью даже как-то язык не поворачивается. Такое ощущение, что маститый журналист вел все эти разговоры где-нибудь в плацкартном вагоне с солеными огурчиками и носовыми платками. Да, поистине мастер задушевных излияний. Вроде ничего такого не делает, а люди ему все-все рассказывают. Да, кстати, там много любопытных личностей: и Эдуард Лимонов, и Борис Немцов, и Александр Васильев, и Александр Абдулов. Да много кто еще! В общем, каждый найдет себе шибко умного по вкусу. Не стесняйтесь – выбирайте!
Вот такими получились эти книги: добрые, честные, теплые, домашние, захватывает с головой! Не зря в начале этого материала они сравниваются с одеялом. Кутайтесь в эти чужие мысли, как кутались бы в свой любимый плед, – и в том, и в другом случае получится приятное времяпрепровождение.
Мария Долгополова
Опубликовано: 2009-11-05
|