Аполлинер в юбке
Одна из ключевых фигур Третьего рейха Йозеф Геббельс в свое время интересно выразился: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к аккордеону». Эту эпохальную фразу можно спроецировать и на поэзию. Большинство людей слишком просто представляют себе слово «поэзия».
Первые ассоциации: кудрявый и инфантильный мужчинка-поэт под покровом ночи, томимый любовной жаждой, рождает что-то экстраромантичное и нежное, способное растопить арктические льды в сердце даже у закоренелой Герды. Это предрассудки и стереотипы. Вектор был задан Пушкиным, объявившим, что «поэзия должна быть немного приглупетой». Были в истории мировой поэзии «лихие люди», опровергавшие это правило: Барков, например. С «кнутом» лучше тоже не перебарщивать – быстро надоест, как и «приглупетое» сюсюканье. В любом стихотворении должно быть СЛОВО. От которого мурашки по коже идут, которое придаст развитию событий неожиданный поворот, а образу – неожиданный ракурс. Поэзия должна обескураживать и лишать человека праздного покоя. И это можно делать без мата.
Эти мысли у меня родились после знакомства с творчеством уже известной волгоградской поэтессы Леры Сабировой. На Стихи.Ру ее читают тысячи. Ее стихи лишают сна, бьют по щеке, отрезвляют.
Если бы ты уехал тогда в Штаты,
Был бы таким
неправильным американцем
И еще более неправильным русским.
Курил бы нервно на станциях,
Очаровывал дам, целовал руки им,
А они на тебя в суд –
за домогательство.
Но в тюрьме, к своему удивлению,
Ты не встретил
бы ни одного земляка...
Ну разве после такого тебе захочется уезжать за кордон в поисках «лучшей жизни»?
Недавно ей исполнилось 20 лет, и в связи с юбилеем вышла в свет ее книга. В нее Валерия собрала все свои стихи. «Книгу я разделила на три части и очень банально: детство, отрочество, юность. Может, и не все стихи там хорошие, но для меня было важно собрать все и посмотреть на свой творческий путь со стороны».
Лере не раз приходилось слышать: «Твои стихи очень напоминают Аполлинера». И всякий раз ей приходится доказывать, что сознательно она не перенимает манеру старины Гийома, ибо с творчеством его практически незнакома. «В рамках школьной программы Аполиннера не изучают, а сама пока не дошла до него. С его наследием почти не знакома. Да и вообще у меня нет учителей в поэзии. Люблю Бродского, но от него ничего не взяла. Если брать авторитетов, то прислушиваюсь к мнению Сергея Васильева, нашего волгоградского поэта. Занимаюсь у него в студии с большим удовольствием».
Лера не против, когда ее причисляют к женской поэзии, но только по половому признаку. Очень часто поэтессы Серебряного века вместо юбок облачались в брюки. Феминизм Лере чужд: «Когда женщина в себе пытается убить женственность, она становится смешной». (Как Гиппиус – авт.)
Вообще Валерия активный человек по жизни. Она организовывает безумные уличные флеш-мобы. Учится на менеджера социально-культурной деятельности – организатора культмассовых мероприятий. Мечтает организовать в Волгограде хороший фестиваль современного искусства. «Наш город в этом плане существенно отстает от других – у нас нет нормального фестиваля, на котором смогли бы собраться яркие деятели современного искусства. Зато желающих ознакомиться с новыми тенденциями в искусстве, думаю, будет предостаточно». Флаг в руки и спонсоры в помощь!
Александр Паршиков
Опубликовано: 2009-11-05
|