Могильщики кружков
Эволюция дополнительного школьного образования
Каждый нормальный школьник кроме школьной программы осваивает еще несколько областей знаний. Мозг требует пищи, и он ее получает. Но формы для этого бывают разные.
Вернемся
к истокам
Исторически первыми были занятия маленьких групп детей при том или ином ремесленнике, где дети постигали науку сразу в работе... В современном мире родоначальниками дополнительного образования стали кружки. Да, старые добрые кружки, которых сейчас либо не осталось, либо их так никто давно не называет. Помните, какие были кружки? Кружок юного натуралиста, кружок авиамоделирования, вышивания.
Прототипами кружков можно назвать секции. Но и это уже устаревший термин. Более популярны сейчас так называемые факультативы. И на определенном этапе факультативы стали называть «могильщиками кружков». А на смену факультативам пришли элективные курсы. Станут ли элективные курсы могильщиками факультативов?
В словарях мы можем найти определение факультатива – это «одна из форм обучения, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков учащихся, развитие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию». Оговоримся, что факультативный курс не является обязательным, школьник имеет право не посещать никаких факультативов. А вот элективные курсы, наоборот, обязательны.
Педагоги замечают, что «цели факультативов и элективных курсов – так как они формулируются идеологами профильного образования в школе – фактически совпадают». Совпадают, но не до конца. «Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника».
Но в чем же все-таки разница между факультативом и элективным курсом? Факультатив нацелен на расширение общего кругозора учащихся в данном предмете, а элективный курс решает задачи специализированной подготовки выпускника в сфере выбранной им будущей профессии.
Всему свое
место
Если идти по пути глобализации всего и вся, в том числе образования, то по идее факультативы должны были бы полностью заменить собой кружки, а элективные курсы, в свою очередь, факультативы. Но ведь кружки, по сути дела, живы, только названия носят другие.
А так как глобализация обыкновенно носит отрицательный характер, педагоги начинают осознавать, что всему свое место и время. Главная задача кружка – заинтересовать, привить устойчивый интерес к той или иной предметной области, к изучению которой проявляет склонности
и/или способности учащийся. Стиль работы кружка заметно отличается от факультатива – для кружка характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала или его соревновательный характер. В этом смысле кружки как бы неуместны в профильной школе, для которой считается, что учащиеся уже определились со своими образовательными интересами.
Но ведь мы знаем, что, даже учась в университетах, порой студенты еще не определились с профессией. Что же можно говорить тогда о школьниках? В профильных школах тогда начинают, естественно, образовываться общеобразовательные классы. Но эти классы традиционно считаются в школах самыми слабыми. Может, тогда что-то неправильно в самой системе? И современные педагоги, все-таки придерживаясь принципа «всему свое время», называют такие сроки: кружковая работа эффективна с 1-го по 7-й класс, работа факультативов – с 7-го по 9-й, а работа элективных курсов – прерогатива старшей школы.
Наблюдая за этой схемой, мы видим ступени, как школьник выбирает свою будущую профессию. И это хороший организованный процесс. Во-первых, школьников не кидают грудью «на амбразуру» к какому-нибудь определенному «ремесленнику», когда нет выбора и смысла отказываться, а есть только возможность учиться либо этому, либо ничему. С другой стороны, школьники не как слепые котята учатся в общеобразовательных классах по принципу «куда кривая выведет», а методично с самой начальной школы пробуют то, что их интересует. Главное, чтобы школы так же ответственно подошли к этому вопросу, как ученые, разработавшие эту стройную систему. И уж если мы говорим о возможности выбора у школьников, чтобы этот выбор действительно был.
Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?
Илона БОБРЕЦОВА,
лицей № 8, 7-й класс:
«Я занимаюсь танцами уже второй год и с уверенностью могу сказать – засасывает с головы до пяток. Когда-то один очень хороший человек заметил во мне «талант» и настоял, мол, иди и записывайся в кружок. И я его послушала. Сейчас я просто вижу себя и сравниваю с той, которой я была раньше. Во-первых – похудела, во-вторых – стала гибкой. Чего раньше во мне просто не было. Еще могу сказать, вернее, дать совет: приходишь домой, на душе кошки царапаются, оценки беспокоят... а ты, несмотря на все, встаешь, включаешь что-нибудь веселое и импровизируешь! Здесь даже не важно, как ты танцуешь, важно почувствовать себя человеком, свободным от всех проблем. Ведь танцы – это великолепный антидепрессант и, так сказать, лекарство для душевных ран!»
Аня ЧУГАЕВА, гимназия № 1,
10-й класс:
«Я пять лет занималась в музыкальной академии по классу акустической гитары. Меня заставляли посещать занятия в народном оркестре (балалайка) и по фортепиано. Считаю, что это очень помогло развитию моей личности: я начала глубже понимать музыку, общаться с музыкантами, многие из которых, кстати, достаточно известны в волгоградской рок-индустрии. Естественно, я обрела массу друзей и знакомых, с которыми поддерживаю связь до сих пор. Еще один плюс моего хобби – это расширение кругозора соответственно.
А сейчас, когда с музыкальной школой покончено, неотъемлемой частью моей жизни стали тусовки! Это сильно помогает мне в общении с людьми, поскольку именно на каких-то «масштабных» мероприятиях друзья могут оказаться никакими не друзьями, а малознакомыми личностями, в корне разрушить стереотипы о себе. Ведь чем больше человек общается с различными людьми с разными интересами, тем шире становится его кругозор и восприятие мира».
Полина СЕРГИЕНКО, 5-й класс, гимназия № 8:
«О! Во-пер-вых, журналистика прекрасно помогает развитию личности. Живу фотографией (особенно в стиле ретро). Занималась в модельном агентстве.
Однажды была в приюте для детей, больных СПИДом, с синдромом Дауна... Чудесные детки... Внешне совсем не видно болезни! Хочу побывать там вновь и даже заняться волонтерской деятельностью.
Опрос подготовила
Мария Долгополова
Мария Долгополова
Опубликовано: 2009-10-29
|