АРХИважное искусство
Искусство многогранно. Чтобы его ощутить, мы идем в галереи, где восторженно застываем возле какой-нибудь шедевральной картины.
Мы спешим на концерт или включаем диск, чтобы послушать музыку, которая нам нравится. Мы идем в кинотеатр, чтобы прикоснуться к чуду кинематографа и стать его неотъемлемой частью. Ведь зритель, по сути, тоже творец. Но есть такое искусство, к которому нам не надо стремиться. Оно вокруг нас и, пожалуй, наиболее сильно влияет на наше сознание. Это архитектура. Корреспондент «Молодого» пытался разгадать ее феномен и узнать мнение окружающих о том, какую роль в жизни каждого из нас она играет.
Дело в том, что времена, когда в России строились города в единой архитектурной концепции, уже прошли. Пришло время личных интересов, а «условия» диктуют те, у кого есть деньги. Именно поэтому появляются торговые центры, нарушающие облик города, именно поэтому возводятся банки, хороня под собой аллеи, именно поэтому вырубаются деревья и сносятся исторические архитектурные памятники. И, быть может, именно поэтому мы начинаем жить совсем по-другому, ограждаясь от мира бетонными заборами, становимся злыми...
Архитектура – это застывшая музыка, и она однозначно влияет на настроение человека. Есть мрачные архитектурные здания, узкие, давящие, есть просторные, летящие, струящиеся.
Простор – вот то, что на человека действует позитивно. Когда все вокруг выглядит безвкусно и одновременно разнообразно, это ведет к определенному стрессу. Обратите внимание, люди в последнее время пребывают не в очень-то хорошем настроении и не всегда хотят выходить на улицу, чтобы погулять. Прогуливаться хочется, когда вокруг красиво, просторно и когда есть свежий воздух, а не по торговому центру. По этой причине человек становится раздражительнее и агрессивнее, – рассказывает заведующая научно-методическим отделом Волгоградского института молодежной политики и социальной работы психолог Ирина Ермолаева.
В какой-то степени ее мнение разделяет и заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства Волгоградской области, председатель Волгоградской областной организации «Союз архитекторов России» Александр Моложавенко. Однако он понимает, что, по сути, уже ничего нельзя изменить. С каждом годом архитектурный облик Волгограда (и не только его) меняется. Причем это, увы, не преображение, а уродование, вызванное нагромождением друг на друга торговых точек и строительством бездарных «строений» (если по отношению к ним уместно это слово).
– Это «пионеры»-архитекторы считали, что можно изменить общество архитектурой, но сегодня мне кажется, что не архитектура формирует общественное сознание, а, наоборот, общество влияет на архитектуру. Мы сейчас относимся к ней прохладно и, можно сказать, безразлично, поэтому у нас возможно размещение на эспланаде Мамаева кургана не продолжения памятника, а торгово-развлекательных центров и прочего, можно поставить стеклянные павильоны на Аллее Героев, которые диссонируют с общей концепцией. Виновато сегодняшнее отношение к собственности: раньше она была общественно-государственной, теперь стала частной. Сейчас архитектор – это некий портной для какого-то конкретного заказчика. Ему платят деньги, и он делает все, чтобы выполнить заказ. Да, пусть он пытается как-то реализовать свои амбиции, но я практически не помню случаев, чтобы архитектор просто отказался выполнять заказ, если это противоречит его убеждениям. Все равно находятся те, кто делает то, что еще больше «искажает» архитектурный облик Волгограда, – сетует Моложавенко.
К чему это может привести? Сложно сейчас делать выводы, но предположить можно. Мы уже давно загнали себя в бетонные джунгли, из которых уже сейчас не знаем как выбраться... Однако мы настолько к этому привыкли, что продолжаем «лить бетон». Скоро дойдет до того, что мы в нем захлебнемся.
Архитектура – это искусство, а искусство всегда требует жертв. Но когда искусство перестает быть искусством, нужно вовремя это заметить и не отдать себя в жертву. Мы, видимо, до сих пор не поняли, что во многом зависим от того, где живем. Можно не посещать галереи, где выставляют картины бездарные художники. Можно выкинуть все диски с музыкой, которая разрушает мозг своей посредственностью, или прекратить смотреть глупое кино, но перестать ходить по улицам и «слышать» застывшую музыку архитектуры мы себе позволить не можем. Зато покорно позволяем строить на детских площадках табачный киоск или разрушать памятники архитектуры. Да кто нас слушать будет, спросите вы... Вот так мы все и думаем, постепенно превращая нашу жизнь в декорации к фильму «Матрица». Помните тот подземный город, в котором жили люди, прячась от машин? Ситуация, в общем, точно такая же.
Урбанизируемся? Нет. Утилизируемся.
Влияет ли архитектура
на сознание человека?
Ольга Вишнякова
Человеческий глаз на 80% рассчитан на то, чтобы смотреть вдаль. На улице этому глазу будет гораздо приятнее видеть яркие клумбы и необычные фасады зданий, чем все однотонно-серое... Раньше, чтобы полюбоваться красотой города, мне приходилось ездить в Волгоград, но за последний год улицы и моего города стали гораздо красивее и интереснее. Когда идешь по ним, настроение поднимается само собой, и кажется, что даже прохожие стали чаще улыбаться...
Татьяна Коновалова
Если в более узком смысле рассматривать «сознание», то есть как каждодневное восприятие окружающего, то я думаю, что, конечно, архитектура города играет здесь не последнюю роль. Я воспринимаю дома как особых жителей... безмолвных, но со своим лицом. Кто-то опрятно выглядит, кто-то, наоборот, покосился, а кто-то сияет пышным убранством. Я считаю, архитектурное оформление города вляет на человека, ведь как приятно видеть ухоженные домики, пышные здания, похожие на гусаров, и как обидно за разрушенные, брошенные строения.
Ирина Глущенко
Архитектура очень сильно влияет на человека. С помощью архитектуры можно управлять человеческими эмоциями, причем люди об этом даже не будут догадываться. С помощью архитектуры можно вгонять в депрессию и, наоборот, можно принизить человека или возвеличить, можно заставить чувствовать себя ребенком и прочее.
Сергей Кадушкин
На человека влияет все то,что его окружает. В том числе архитектура. В классическом понимании «красивая архитектура» вызывает позитивный настрой в душе человека. «Мрачные замки» – условно назовем данную категорию архитектурных сооружений – вызывают некий страх. Маленькие симпатичные домишки – ощущение уюта и тепла. Огромные стальные массивные сооружения – беспокойство и ощущение своей незначительности.
Антон Ковальский
Опубликовано: 2009-10-22
|