Предприятие – это командная игра
Этот полушуточный-полусерьезный девиз «Ничто так не укрепляет веру в человека, как предоплата в 100%» я подсмотрела в Михайловке. Для меня это было первым, что бросилось в глаза в кабинете Дмитрия Пономарева, руководителя ЗАО «Мининвест» – организации, продающей известную на всю Россию минеральную воду «Себряковская» от ООО «Себряковминводы». Дмитрию – чуть больше тридцати. Руководителем здесь, на ЗАО «Мининвест», он стал как раз в тридцать.
– Дмитрий, вот ты сидишь в мягком кожаном кресле на фоне компьютеров и грамот, воплощая собой классический портрет молодого успешного руководителя. А свой первый заработок помнишь?
– А как же! Я учился тогда в техникуме, и нас попросили вырыть траншею под землей – толстенную и довольно длинную трубу затянуло грязью, и мы должны были ее «освободить». Это было начало девяностых, перестройка, невыплаты зарплат, безработица. Но нас за работу наградили для тех времен «по-царски» – заплатили по 200 рублей. Не помню, купил ли я что-то на эти деньги лично себе, по-моему, маме отдал. За мной еще два брата подрастали...
– На твой взгляд, чем отличается позиция молодого руководителя от... м-м-м... более опытного?
– А молодому все интересно! Он жаден еще на эксперименты, риски, азарт, новых людей, нестандартные ситуации и решения. Ему нравится постигать жизнь в экстремальном ритме. А в остальном – все как у всех руководителей: главное, ответственность и умение ставить цели и достигать их. И чтобы за первой «планочкой» обязательно выстраивалась вторая, третья, четвертая...
– Ваше предприятие продает минеральную воду. Этот бизнес чем-то отличается от других? Ну, например, если бы ты продавал пирожки или одежду?
– Конечно, торговля пищевыми товарами и непищевыми отличается. С пищевыми всегда сложнее... Так получилось, что на ЗАО «Мининвест» я попал как раз после работы заместителем начальника отдела сбыта на Себряковском цементном заводе. И началось самое веселое: мне надо было научиться после цемента продавать... воду! Во-первых, объемы, мягко говоря, не те: цемент мы продавали мешками, вагонами, а воду берут все больше мелкими партиями, и расфасована она в разные тары: от бутылочек по 0,5 литра до 10-литровых канистр. Во-вторых, покупатели цемента – это, как правило, крупные организации, в которых достаточное количество прибыли, а значит, на возможные огрехи они смотрят снисходительно. С водой все сложнее: куча мелких заказчиков, очень часто это индивидуальные предприниматели, к каждому из которых нужен индивидуальный подход. Если резюмировать все мои рассуждения, то, продавая цемент, мне надо было быть просто хорошим менеджером, а продавая воду – к тому же хорошим юристом и психологом. «Вода» стала для меня новой «планочкой»...
– Можешь вспомнить самые яркие... м-м-м... уроки?
– Конечно. Как и многие люди, я всегда недолюбливал работу с документами. А тут такая ситуация: звонят из Москвы и говорят, дескать, мы можем взять себе «кусочек» прибыли на премию. Я обрадовался. Выдал. Но соответствующего документа не получил! А телефонный разговор к документам не пришьешь... Короче, ошибочка вышла! Вывод: у грамотного руководителя все должно быть документально подтверждено.
– Получается, доверять нельзя никому?
– Можно. Но не всем. Опытным путем я вывел такую пропорцию: количество людей, которым можно доверять, составляет 60%. Нельзя – 40%. Последнее часто относится к руководству сетевых магазинов. Текучка в них страшная, поэтому если что-то не так, то концов не найдешь: этот ушел, другой забыл, третий не передал... Б-р-р-р!
– Сейчас все больше говорят о том, что стране нужны «руководители новой формации». На твой взгляд, это какие такие волшебные руководители?
– Думаю, руководители-лидеры. Они: всегда в отличной физической форме, мобильны, энергичны, коммуникабельны, открыты, честны и умеют, где надо, рискнуть. Уходит время, когда главной целью была только прибыль предприятия и конкретно его работников. Приходит время сверхзадач: чтобы были успешным предприятие и его специалисты, необходимо, чтобы предприятие не только выдавало качественную продукцию, но и делало какие-то социально значимые вещи: выкладывали плиткой пешеходные дорожки, строили дома, детские сады, больницы... Если предприятие будет блистать и благоухать, а возвращаться домой люди будут опять в разруху, то... в конце концов, каким бы ни был золотым руководитель, его все равно закидают камнями. Нельзя построить профессиональную гармонию на отдельно взятом заводе. На то она и гармония, чтобы распространяться везде...
– Дмитрий, что помогает лично тебе быть успешным руководителем?
– Занятия спортом. До 16 лет я занимался боксом. Уже четыре года играю за сборную хоккейную команду «Себряковцемент», сужу соревнования по боксу у себя в Михайловке и на уровне Волгоградской области. Хоккей – командная игра, а это многому учит. Грубо говоря, ты все отдашь, все сделаешь, чтобы твоя команда выиграла. И потом, рассматривая свое предприятие, как команду, ты действуешь так же: выкладываешься на сто процентов. Ты же пример для людей! От твоей энергичности и веры зависит и их «завод»!
– У тебя растет сын Андрей. Кем он хочет стать?
– Сейчас будете смеяться: директором! Я говорю ему: «За чем дело стало? Учись!». А склонности у него к программированию, радиоделу и... освоению иных миров и пространств.
– Кого еще твое директорство вдохновило на дальнейшее развитие?
– Думаю, младшего брата Александра. Он открыл свою фирму. Получается, как руководитель, я чего-то стою...
Наталья Полякова
Опубликовано: 2009-10-22
|