Окно в Европу?
Не успела я переступить порог родного вуза в новом учебном году, как услышала взволнованные, растерянные голоса здешних обитателей. «Бакалавры... Специалисты... Магистратура... Болонский процесс...» – то задумчиво шептали, то гневно кричали они. Слова все вроде бы знакомые, но если копнуть поглубже, то оказывается, мало кто из студентов понимает о чем речь.
Всем известно, что с нового 2010 учебного года установится новая система обучения – бакалавриат, а специалитет выходит из игры. Мы переходим на новую европейскую систему образования. Ура? Не торопитесь! Давайте разберемся.
Для этого мы обратимся к начальнику учебного управления ВГПУ О.В. Науменко.
– Сейчас студенческая общественность взбудоражена изменениями, которые вызвал Болонский процесс в системе российского образования. У всех на устах слово «бакалавриат», но пока оно вызывает множество вопросов. Поясните нам, пожалуйста, что это за новая система обучения.
– Раньше система обучения у нас была одноуровневой, сейчас же происходит переход на двухуровневую. Это означает, что и бакалавриат и магистратура являются разными ступенями высшего образования: 4 года – бакалавриат, потом, по желанию, 2 года в магистратуре на очном отделении или 2,5 года на заочном. Бюджетно-договорная система обучения остается. Вы сдаете экзамены сначала на бакалавриат, потом в магистратуру, и по набранным вами баллам определяется ваша форма обучения – бюджет или договор. Также не претерпит изменений порядок выплаты стипендий. Все первокурсники первый семестр будут получать стипендию, а дальше все будет зависеть от оценок. Поступающие в магистратуру на 1-й курс также приравниваются к первокурсникам. Здесь система выплат идентична.
– Если студент не пожелает продолжать обучение в магистратуре – будет ли его диплом полноценным?
– Когда-то было так: человек заканчивал обучение по истечении 4 лет, и ему выдавали диплом о незаконченном высшем образовании. Теперь ситуация изменилась – и бакалавриат, и магистратура – это завершенное высшее. После окончания бакалавриата существует множество путей дальнейшего развития: можно пойти в магистратуру, затем в аспирантуру, можно пойти уже работать по выбранной профессии и совершенствоваться через академию повышения квалификации, можно пойти на факультет дополнительного образования. Таким образом, студент не сковывается определенными рамками и может сам выбирать себе дальнейший путь.
– Как вы считаете, какие преимущества имеет эта система?
– Мы переходим на эту новую систему не только из-за стремления к единству понятий с Европейским сообществом. На самом деле такая система несет в себе множество возможностей для личностного развития учащегося. Например, вы проучились 5 лет на специалитете по выбранной профессии и вдруг поняли, что интересуетесь другими вещами. Тогда вы могли пойти на второе высшее, но уже на платной основе. Теперь свою вторую ступень высшего образования – магистратуру, вы можете детализировать на бюджетной основе. Тем самым расширяется спектр образовательных возможностей для человека. Еще один плюс – возможность продолжения образования в другом городе или за рубежом. Студент может отучиться на бакалавриате в одном вузе, а в магистратуру поступать уже за границей. Это прекрасная возможность международного сотрудничества в плане подготовки специалистов. Также к преимуществам такой системы можно отнести индивидуализацию магистерских программ. Представьте себе, колоссальный потенциал профессорско-преподавательского состава направлен на нескольких, решивших продолжать обучение студентов. В магистратуре за студентом закрепляется научный руководитель, который курирует его деятельность на протяжении всего обучения. Такая индивидуализация пойдет только на пользу.
Теперь вы все знаете. Россия, может, и не впереди планеты всей, но уж точно идет в ногу со временем. Новое время открывает новые горизонты. Но сможем ли мы воспользоваться этими возможностями, щедро скинутыми с барского плеча Европы? Как бы там ни было, нам все равно придется адаптироваться к новым правилам. Кто знает, может, это действительно во благо. Время покажет.
Как сообщает Neue Zurcher Zeitung, в Санкт-Галленском университете, первом перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учебы и введение системы зачетных баллов ударили по гуманитарным отделениям.
По мнению Р. Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский процесс – это приватизация высшего образования. Он считает, что одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в европейскую – недостаточная информированность должностных лиц о текущем положении дел в российском и европейском образовании, а также о целях Болонского процесса.
Анна Пахомова
Опубликовано: 2009-10-22
|