Школа из двух человек. Быть или...
Словосочетания «подушевое финансирование» и «оптимизация малокоплектных школ» у многих учителей вызывают поток возмущения. Особенно у тех, которые трудятся в сельских школах... В чем же тут дело?
Оказывается, до сих пор на федеральном уровне нет закона, который бы регламентировал, школу с каким количеством учеников называть мало-, а какую – полнокомплектной. Эти понятия сильно разнятся для села и для города. Дело в том, что общее количество учеников на школу, допустим, в 50 человек для села будет очень даже хорошим показателем, а для города вроде бы нет. А может, и да. Смотря для какого города!
В прошлом году ситуация с сокращением их числа в Волгоградской области была одной из самых острых в России. Так, в 2008 году у нас было запланировано закрыть 26 (?) школ, в 2009-м – 21 школу, а в 2010-м – 16. Узнав об этом, родители из «неперспективных» школ засыпали чиновников письмами, оборвали все телефоны. Особенно мам и пап пугали вопросы: как дети будут добираться в базовую школу, во сколько им для этого надо будет вставать, как потом возвращаться, успеют ли сделать уроки и не случится ли чего с чадами в дороге.
Какова же ситуация на сегодняшний день? По словам заведующего отделом дошкольного и общего образования Радислава Музыченко, сейчас в Волгоградской области 35 школ «филиализированы». Это означает, что малокомплектная школа перестает быть самостоятельным юридическим лицом, а «прикрепляется» к базовой. Следовательно, учителя, работающие теперь в филиале, становятся подотчетны и управляемы. Более того, они обязаны будут ездить на педагогические мероприятия в базовую школу: методобъединения, совещания и прочее.
– Если образно нарисовать картинку, то раньше учитель малокомплектной сельской школы, у которого, допустим, учится пять-семь учеников, мог распустить их с апреля, а сам – на огород. Отпрашиваться и отчитываться ему было не перед кем. Теперь в любой момент к нему могут приехать «гости» с базовой школы и проверить, как он ведет занятия.
По словам Радислава Музыченко, главная причина оптимизации малокомплектных сельских школ – это общий низкий уровень образования. К тому же к 2010 году во всех муниципальных образованиях прогнозируется значительное снижение количества учеников, что приведет к снижению средней наполняемости классов и качества обучения, увеличению объема неэффективных расходов.
– Проблема детей, обучающихся в малокомплектных школах, – это неумение жить в большом коллективе, – пояснила детский психолог школы № 2 г. Дубовки Анна Меженина. – Таким ребятам сложно не только ужиться на новом месте, но и привыкнуть к нему. Поэтому не факт, что сокращение малокомплектных школ резко повысит уровень образования, что количество перейдет в качество. Чтобы образование шло успешно, нужно чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно. И еще: пустить под нож «малую» школу – это значит окончательно подорвать престиж сельского учителя. Закрыть школу – значит лишить учителя работы. Вместе с учителем умрет и русское село...
– В России около пяти тысяч школ, в которых до десяти учеников, – высказался по проблеме «малых» школ президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Они составляют 40 процентов школ российской глубинки. Дать ребятам, которые учатся в них, качественное образование практически невозможно – и из-за нехватки кадров, и из-за отсутствия учебных пособий... Обучает в этих школах детей зачастую единственный учитель, который и математик и филолог в одном лице. Причем не каждого по отдельности ученика, а всех вместе, в одном классе. Можно ли рассчитывать, что выпускники будут обладать полноценным объемом знаний, смогут поступить в вузы? Не знаю. Спорно. Эксперт считает, что малокомплектные школы заслуживают кропотливой возни с ними.
Свое мнение по «малым школам» высказали и депутаты Волгоградской областной думы: «Те школы, где учатся пять детей и более, надо сохранить. Особенно если это начальная школа.
Возить малышей за километры – это огромная нагрузка на здоровье. Возить их можно начать с 10–12 лет, когда организм ребят хоть чуть-чуть окреп».
Теперь о подушевом финансировании. Согласно закону Волгоградской области от 12 декабря 2005 года «О порядке определения нормативов финансирования...» ученики в сельской школе и городской местности находятся в равных условиях, то есть количество денег на оплату учителю услуг за воспитание и обучение того или другого ученика выделяется равное. Другое дело, что на уровне любого сельского поселения, района должен быть создан нормативно-правовой документ о порядке распределения денежных средств по школам. И уже от главы района зависит, насколько грамотно они будут распределены...
И напоследок опыт других регионов, оптимизирующих «малые» школы. В нескольких регионах России власти решили даже продлить начальную школу аж до 6-го класса, чтобы дети подольше находились дома. Но после 12 лет дети ездят в другие села на школьном автобусе.
В Кировской области малокомплектную школу спасла позиция администрации школы: хоть там осталось и очень мало детей, школа взяла шефство над детским домом. То есть детей из детского дома стали возить на уроки именно в эту школу. И наполняемость школы резко возросла, и учителя профессионально стали расти: больше детей – больше интересов...
«Лучше когда в классе учится много человек или, наоборот, мало?»
Марина Гречкина, школа
№ 140, 9-й класс:
«Лучше когда в классе мало человек, потому что все друг с другом общаются, внутри класса мало групп, а когда много человек, все начинают делиться на маленькие группы, пропадает общая сплоченность, класс перестает быть дружным».
Марина Бочерова, школа
№ 62, 9-й класс:
«Конечно, когда много! Когда много народу, всегда веселей. И уже в старшей школе все одноклассники становятся родными людьми! Чем больше одноклассников, тем больше друзей. И с каждым из них приятно проводить время».
Дима Кирьязов, школа
№ 140, 9-й класс:
«Мне кажется, что лучше когда в классе много человек (29–39): во-первых, много людей у кого можно взять списать или спросить, во-вторых, если в классе много людей, то есть вероятность, что тебя не спросят на каком-нибудь из уроков, так как просто не успеют. Ну и в-третьих, есть на кого положиться, попросить помощи и т. д.».
Таня Молчанова, школа
№ 117, 9-й класс:
«Я считаю, что лучше всего когда в классе учится немного людей,так как класс будет более сплоченный, организованный. Меньшее количество людей позволяет лучше узнать каждого человека в классе!»
Опрос подготовила
Мария Долгополова
Наталья Полякова
Опубликовано: 2009-10-15
|