Игры разума
Почему волгоградские дети перестали играть во дворах?
Наверное, не стоит никому доказывать, что детство изменилось. Для этого достаточно пройтись по дворам и увидеть все собственными глазами. Точнее, не увидеть. Прежде чем написать этот материал, корреспондент «Молодого» целую неделю намеренно возвращался домой через дворы в надежде застать детей за играми... Но кроме «литрбола» внезапно повзрослевшие детишки играют только в «Робин Гуда». Отбирают у богатых и раздают нищим... или наоборот.
Куда подевались дети вместе с шумными играми и веселым смехом? В этом мы и попытались разобраться.
Одна из главных причин того, что дети перестали играть, – желание мам и пап оградить своих чад от влияния улицы. Родители предпочитают, чтобы ребенок всегда находился под боком, для этого они заводят ему более безопасного «друга» – компьютер. Само собой, если ребенок будет протирать штаны дома, он никогда не встретится с якобы подстерегающими его на каждом углу опасностями, но горе-родители вскоре столкнутся с другой проблемой – раздражительностью и пассивностью своего чада. Вскоре у дитятка появится новая проблема – он не умеет общаться со сверстниками и, по сути, не приспособлен к этой жизни.
Почему это произошло? Психологи утверждают, что успешная личность формируется в процессе игры и общения. Причем не виртуальных с компьютером-дружком, а реальных. Это позволит ему переживать реальные чувства: страх, восторг, азарт, удивление, соперничество... Все это отметается, когда ребенок сидит дома и тупо водит по столу мышкой (в худшем случае) или собирает из паззлов цельную картинку (в лучшем). Ребенок превращается в «овощ» (выбирайте сами, какой вам по вкусу – помидор или огурец), ведь живую игру и общение не заменишь ничем другим. Нарушена многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. На чем прервалась эта связь?
Связь поколений прервана
Камнем преткновения, как ни парадоксально, стали сами родители, которые хотят контролировать своих детей тотально. Им не хочется, чтобы дети постоянно просиживали за компьютером, и в то же время они ограничивают их «нахождение на улице». Обычно противоречие решается родителями в сторону наименьшего сопротивления – покупкой компьютера. Да, конечно, ребенок с помощью компьютера прекрасно усваивает знания, но эти знания часто лишены социального мотива и личностного смысла. Даже, казалось бы, в спортивных играх дети все чаще встают на скейт и сноуборд, которые с трудом можно назвать групповыми играми. Футбол и хоккей становится прерогативой компьютера. Не верите? Тогда просто спросите школьников класса эдак пятого. Во что они играют? В футбольные, хоккейные симуляторы, стрелялки, бродилки, стратегии и прочее… В общем, они назовут все что угодно, но только не реальные игры. Причем эти игры не всегда добрые и «пушистые». К примеру, одна из ведущих компаний по производству игр не гнушается выпускать игры, в которых секс – одна из главных составляющих сюжета. Причем секс не только «нормальный», но и разноображенный гомосексом и прочим. Конечно, эти игры не предназначены для не достигших 18-летнего возраста, но кто на это смотрит?
Представьте себе, есть и другие «познавательные» игры. В них можно блевать и мочиться на прохожих, а если им это не понравится – расколоть «обидчику» голову лопатой. Весело? И есть ли в этом риск повышения детской агрессии? Один из ведущих специалистов по психологии компьютерной и сетевой коммуникации Александр Войскунский уверяет, что компьютерные игры агрессию не повышают – более вероятно, что агрессивные дети предпочитают агрессивные игры. А сами игры, наоборот, могут понизить агрессию и уж как минимум дать ей символический выход.
Заведующая детским садом
№ 60 Краснооктябрьского района Таисия Володькина считает, что современные дети предпочитают подвижным играм сидячие, и главной причиной этого является компьютер. «Выход один – запрещать им долго сидеть за монитором, чтобы они чаще проводили время на свежем воздухе».
С педагогом, пожалуй, согласятся все, но до дела, как обычно, не дойдет...
А что же в идеале мы должны делать?
Правила игры
– Мне нравится играть в Need For Spead (гоночный симулятор). А на улице гулять я не очень люблю, – рассказывает восьмилетний Леша. А на вопрос почему отвечает: «Скучно шляться по улице без дела!». Жалко, что дети уже в таком возрасте не знают, чем себя занять на улице.
В этой ситуации, как бы это странно ни звучало, ребенка надо учить играть. Причем с раннего детства, постепенно втягивая его в игровой процесс, и ни в коем случае не лишать его двора. Боитесь, что ребенка во дворе плохому научат, – чаще выглядывайте с балкона. И вообще не научат во дворе – сам научится в ночном клубе. Все равно не убережете. Двор – это зеркало общества, а дети в нем не просто играют, а учатся постигать этот мир таким, какой он есть. Поэтому неудивительно, что на оставшихся островках игровой идиллии вместо игр, в которые играли мы, дети XXI века играют в другие игры. У них другие правила. Задача родителей «регулировать» эти игры и контролировать, если они доходят до «крайних точек». Но, как ни прискорбно, игры детей в большинстве своем перестали быть направлены на созидание.. Дети играют в «Дом-2» и изображают из себя нынешних героев – Человека-паука, Гарри Поттера и прочих. Но лучше так, чем совсем никак. Хотя порой бывает страшно при виде того, как дети «убивают» друг друга, насмотревшись ужастиков. Раньше дети играли в прятки, сейчас они играют в «найти и уничтожить», а для многих игра «резиночки» ассоциируется с не с любимой игрой всех девчонок, а со средством предохранения. Игры перестали быть безобидными, а дети все больше тянутся к миру взрослых. Может быть, потому что им неинтересно в своем?
Когда-то я работал в школе учителем начальных классов и имел возможность наблюдать за третьеклассниками. В какие игры они играли? «В банду». Все в классе у них носили клички, мальчишки через одного курили (!), а девчонки боролись за свое место под солнцем – гулять с самыми крутыми представителями «банды». Тот, кто отказывался, зверски тягался за волосы. Это они проделывали в школе, а что они делали за пределами – даже страшно себе представить.
Но ведь мы же играли в войнушку? Конечно, играли! Чем эти игры отличаются от наших и виноваты ли дети в том, что предпочли играть в бандитов? Думаю, нет. Виновато время, в которое им приходится расти.
Так и играют современные дети во взрослых, и эти игры заменили им все остальное. Им неинтересно играть в квадрат на улице, земельки и прочие игры из прошлого. Им надо мобильник в руки, «бабу» на колени и несколько объектов для насмешек, чтобы себя развлечь. А когда этими объектами становятся более «младшенькие», обеспокоенные родители забирают детишек домой и знакомят их с безопасным другом. Компьютер не научит его пить, курить и колоться, разве что сделает неприспособленным к жизни, но это так – ерунда! Пускай лучше дома сидит! Вот, наверное, поэтому корреспондент «Молодого», гуляя по Волгограду, не обнаружил веселых детишек, играющих в салочки. Они сидели дома…
Игры, в которые уже не играют...
Салки
Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у игры есть варианты: осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2–3 человека
Жмурки
Подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Суть ее в том, что так называемый «вода» или «водящий» (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того как «вода» дотронется до человека, тот становится «водой», и ему завязывают глаза. После этого все начинается сначала.
Арам-шим-шим
Водим хоровод, ведущий с закрытыми глазами выбирает одного игрока, обязательно противоположного пола. В центре круга определяем, как они будут целоваться (повернули голову в одну сторону – в губы, в разные – в щечку). Игра-флирт. Помогает молодежи раскрепоститься, но не попыхивая сигареткой на скамейке, а безобидным способом.
Комментарий
психолога
Вследствие больших изменений в социуме мы пошли по пути индивидуализации. Это началось с момента распада устоев, которыми всегда была сильна Россия. Мы перестали быть такими сплоченными, как раньше, и «заразились» европейской ментальностью, все чаще говоря: «Это не мои проблемы». Вместо слов «друг», «товарищ», «брат» мы все больше стали говорить слово «партнер». Поэтому наши дети стали более эгоцентричными... На смену коллективным играм во дворе приходит в лучшем случае одиночное катание на роликах, а в худшем – преданным другом современного ребенка становится компьютер.
Людмила Словеснова, практикующий психолог
Антон Ковальский
Опубликовано: 2009-10-15
|