Дружба без принуждения
Есть ли посевы на почве толерантности и какие всходы они дают?
Волгоград с каждым годом становится все более «разножанровым» городом в плане национального состава. Сегодня в школах Волгограда обучаются не только выходцы из бывшего СССР, но и из Китая, Вьетнама, арабских и африканских государств, стран Восточной Европы.
В религиозной жизни города представлены все мировые религии: христианство, мусульманство, иудаизм и буддизм. Наши школы стали галактиками культурного многообразия. Поэтому толерантность, то есть терпимость к людям разных народов, взглядов, привычек и даже просто жизненного опыта, в крупнейшем городе Южного федерального округа – Волгограде сейчас необходима как воздух.
И, как утверждают психологи Волгоградского государственного университета, терпимое отношение к другим людям закладывается, увы, даже не в школьном или студенческом возрасте, а еще в дошкольном. Но поскольку детских садов, работающих по программе воспитания в детях толерантности, пока в Волгограде не наблюдается, взглянем все-таки на «школьную картинку». Что же все-таки посеяно в последнее время на нашей «ниве» толерантности? А главное, какие всходы это дало?
Расширим мир?
Так, минувшим летом волгоградские старшеклассники 17 (!) различных национальностей из юридического лицея № 6 и МОУ СОШ № 3 принимали у себя 25 ребят из Германии. Это путешествие стало завершающим «аккордом» международного благотворительного проекта «Что происходит вокруг тебя? – Школьники Германии и России за мир и культурное многообразие».
– Те летние дни я до сих пор вспоминаю с восторгом, – рассказала «Молодому» участница встречи Оксана Дремовских. – Наверное, потому, что ощущала себя, свое мнение очень важным не только для близких мне людей, но и для целого мира. В течение восьми дней мы, школьники, обсуждали вопросы: «Что происходит вокруг тебя и с тобой самим, когда ты сам становишься мигрантом или живешь рядом с мигрантами из других стран?», «Будучи мигрантом, что ты сохраняешь из родной культуры, а что заимствуешь из окружающей?», «Какие примеры дружественных отношений ты знаешь из своего опыта, в чем их ценность?», «Откуда берутся современные экстремизм и фашизм?», «Какие способы разрешения межнациональных конфликтов дают устойчивый положительный результат?», «Что надо делать, чтобы молодежь разных национальностей стала более миролюбивой и перестала бояться за свое будущее?». Еще мы играли в игры на развитие взаимопонимания, исследовали свой внутренний мир, рисовали фантастические «дома», представляли себя в роли мигрантов, разыгрывали сценки о проявлениях дискриминации, дискутировали о причинах экстремизма, обсуждали итоги Второй мировой войны и Сталинградской битвы, провели «фоторалли» и взяли экспресс-интервью у волгоградцев... Эти летние дни стали для всех нас действительно школой мира и «прививкой» против национальной вражды.
– Какие «всходы» дал этот проект лично для тебя и твоих одноклассников?
– Наши исследовательские и творческие работы были опубликованы в Книге Дружбы. Но самое главное, что мы до сих пор общаемся, переписываемся по электронной почте, перезваниваемся. Более того, пользуясь опытом, мы будем организовывать на базе юридического лицея № 6 новый проект, где будут задействованы не только школьники разных национальностей и живущие в разных государствах, но и ребята из приютов, из неблагополучных семей. Чтобы все мы увидели: наш мир – ярок, интересен и добр, и если ты зажат рамками своего порой агрессивного окружения, то это – временно. У тебя есть выбор выйти за эти узкие границы именно потому, что у тебя теперь есть искренние друзья...
Привет всем!
В конце сентября волгоградский лицей № 8 «Олимпия» праздновал День межкультурного диалога. Этот праздник дает возможность привлечь внимание окружающих к основной миссии человека на Земле – делать мир, в котором мы все живем, лучше, справедливее и добрей.
В этот день в гостях у «Олимпии» побывали студенты, обучающиеся в Волгограде и Волжском по программе AFS: Луиза Мария из Гватемалы, Франческа Спаззи из Италии и Аксель Метц из Германии, а также студенты второго курса Волгоградского государственного медицинского университета родом из Малайзии (Кхайри, Файзудин, Ануар, Айша, Афида, Ханаан, Диана), из Индии (Маргарет, Ранджани) и группа учителей и учащихся из гимназии № 14 г. Волгограда и школы № 1 с углубленным изучением иностранного языка г. Волжского.
Линейка, посвященная Дню межкультурного диалога, проходила во внутреннем дворике лицея. Там каждый из гостей представил свою страну оригинальным выступлением в виде танцев, песен, стихотворений. А лицеисты подготовили выставку плакатов с презентациями некоторых стран – Германии, Италии, Гватемалы, Малайзии, Индии и России.
Первые ниточки интереса и дружбы завязывались за столом – это лицеисты пригласили гостей для общения и угощения действительно за круглый стол, где под русские блины ребята и взрослые знакомились, рассказывали что-то интересное о себе, не стесняясь, задавали вопросы и обменивались координатами на будущее. Завершился тот день необыкновенно красивым действом: в небо взлетело 60 (!) шаров со словом «привет» на всех языках мира, как напоминание о том, что все народы должны дружить и доверять друг другу!
– Я до сих пор помню тот праздник – День межкультурного диалога, – поделилась пятиклассница Настя Дурицкая. – На нем выступало много разных людей, и все они были представителями разных стран. Мне очень понравился танец индианки и стихи в исполнении малайзийцев! А в конце все мы вместе спели «Катюшу» на трех языках. Особенно тронул душу рассказ ведущей о том, что некоторые страны договорились 24 сентября ровно в 11 часов утра выпускать в небо голубые шары в знак дружбы! Я запомню эту традицию и вообще этот день на всю жизнь. Ведь не каждый день увидишь людей, приехавших в твою школу из разных точек огромного мира!
– Мне понравилась линейка! – поддержала Настю одноклассница Саша Сложенкина. – Очень старались студенты из Малайзии: они с выражением и почти без ошибок прочитали стихотворения о России. Я бы их выступление оценила на все 15 баллов, не то что на 10!
Начни с себя!
В пяти школах Волгоградской области в течение учебного года пройдут тренинги толерантности «Жить в мире с самим собой и другими». Подобные тренинги проводятся у нас в регионе с 2002 года. Цель их, по словам ведущей тренингов Веры Солдатовой, воспитать в старшеклассниках уважение, прежде всего к себе, к своим недостаткам и достоинствам, а значит, и к окружающим, у которых плюсы и минусы будут очень похожими. А итогом прошлых лет стали чудесные стихи и эссе их участников-старшеклассников.
Чувствовать, думать, любить,
как другие,
Сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить – «Они не такие»,
Этому учит нас толерантность.
Наталья Полякова
Опубликовано: 2009-10-15
|