«Звезды» могут понять не все...
Волгоградская лаборатория современного театра под управлением Степана Николишина представила световой спектакль «Звезды». Этому спектаклю 10 лет, но волгоградский зритель его увидел впервые.
Световые спектакли – это произведения медиаискусства, основным средством выражения которых является художественный свет. В спектакле должна быть сюжетная линия, но лично я ее не «прочитал». Все, казалось, сделано отдельными несвязными кусками. Переходы между действиями, сценами были длинными, поэтому зритель отвлекался, смотрел на часы. Отдельная сцена порой захватывала, но смысла в происходящем все равно не обнаруживалось. Например, актриса однообразно двигается на сцене, ты предвкушаешь, что же будет дальше, но тут она резко останавливается, поднимает с пола реквизит и убегает за кулису. Неоправданное, по-моему, появление в финале младенца на руках героини вновь заставляет зрителя задавать вопросы, отвлекающие от спектакля: настоящий ли это ребенок? Не оглохнет ли он от громкой музыки?
«Слова только мешают понимать друг друга», – говорил Лис Маленькому принцу. Может, так и есть порой, но в спектакле «Звезды» они бы пригодились – помогли бы зрителю понять режиссера и актеров, которые разговаривали с залом исключительно с помощью световых эффектов, музыки и пластики. Наверное, лишь последнее смогло вызвать у всех интерес...
После спектакля режиссер и актер Степан Николишин вышел к зрителям, чтоб выслушать их. Спектакль «Звезды» не первая работа, которую представляет зрителю Волгоградская лаборатория современного театра. В прошлом сезоне был спектакль «День художника», который у многих вызвал восторг. Зрители могли «дотронуться» до света, не было границы, которая обычно есть между зрителем и сценой. На «Звездах» ожидали такой же эффект, как от «Дня художника», и сравнивали два спектакля. Но они не похожи. Люди ходят в театр, чтобы отдохнуть душой, зарядиться эмоциями от искусства. Эта задача в первом спектакле Степана Николишина была, как мне кажется, достигнута, люди со спектакля уходили воодушевленными. Многие, кто видел «День художника», разочаровались во втором спектакле лаборатории. Хотя были и те, кому понравился спектакль, – у театра есть поклонники, которые понимают режиссера и актеров.
Если сравнить спектакли Николишина с фильмами, то по жанру они, скорее, будут арт-хаусом. Как мне кажется, творения Волгоградской лаборатории современного театра не для всех. Но то, что такое искусство у нас есть, весьма радует, так как Волгоград и Волжский не избалованы театрами. В конце концов, не все же поняли «Черный квадрат» Малевича (правда, он символизировал смерть искусства…).
Руслан Иванов
Опубликовано: 2009-10-08
|