Мы все еще спасаем Дон? Или уже хватит?
– Да я лично знаю на Дону места, где взрослому человеку воды будет ровно по пояс, а то и по колено! – кипятился Андрей Гончаров, атаман Усть-Медведицкого (Серафимовичского) казачьего юрта. – А что сегодня делается по этому вопросу? Да ничего! Воз и ныне там! Тем более что у всех теперь появилась уважительная причина – мировой экономический кризис...
Действительно, река Дон, которая является одной из важнейших транспортных артерий России, вот-вот перестанет выполнять возложенные на нее функции по перевозке грузов. Уже сегодня пропускная способность Дона составляет всего лишь 55% от его возможностей, а как сложится ситуация в ближайшем будущем, остается только гадать...
Но поскольку гадать не хочется, то я решила поинтересоваться ситуацией у местных властей. Например, у ведущего специалиста по экологии администрации Серафимовичского района Игоря Родионова.
– Дело в том, что на протяжении нескольких сот километров глубина в реке Дон едва достигает местами 60 см, тогда как для безопасного прохождения килевых судов необходимо хотя бы 80 см. Такая ситуация сложилась из-за того, что долгие годы управление Волго-Донского судоходства не имеет средств на проведение очистных и углубительных работ на реке. Показательный момент: когда несколько лет назад катер со специалистами управления Волго-Донского судоходства прибыл к нам для анализа и оценки ситуации по проблеме Дона, пройти он смог лишь до устья Хопра – там он сел на мель, а потом вынужден был развернуться восвояси...
– Игорь Захарович, говорят, был проект...
– Совершенно верно! Еще в 2004 году был разработан проект тех точек на реке Дон, где надо сделать косы, чтобы очистить и углубить дно реки. Причем чистить дно предполагалось не только на нашей, Серафимовичской, территории, но и на соседних – в Воронежской и Ростовской областях. Когда проект обсчитывали в 2005 году, то вся затея «тянула» на 1 млн. 300 тысяч рублей. Более того, тогда недалеко от нас – на территории Клетского района – стоял земснаряд, то есть техника, необходимая для очистки речного дна. Но пригнать его сюда не разрешили. Дескать, нечем будет оплачивать работу...
– А сколько сегодня будут стоить эти очистные работы?
– Ненамного больше. Думаю, порядка 1 млн 500 тысяч рублей. Что это для областного бюджета?! Копейки! При этом под угрозой находится река федерального значения. Кстати, на моей памяти последний раз Дон чистили в 90-х годах прошлого века. И даже странно, что он до сих пор окончательно не зарос...
– Игорь Захарович, что было сделано непосредственно местными силами для спасения Дона-батюшки?
– В 2003–2004 годах жители собирали подписи в защиту «кормильца». Мы писали письма на имя первого заместителя областной администрации Владимира Кабанова. Да мы и сейчас готовы их писать, но что толку-то?! Теперь есть еще весомая причина для того, чтобы на них не отвечать, – мировой экономический кризис. Но если река встанет, то мы будем причастны к другому кризису, который, уверяю, заденет нас еще больнее – встанут транспортные и пассажирские перевозки на значительной территории Волгоградской, Воронежской и Ростовской областей.
О проблемах Дона-батюшки нам сообщили и местные жители.
Светлана Гунькина, уроженка г. Серафимовича, сейчас – жительница г. Волжского, врач-эндоскопист:
– Я помню свое детство на Дону: горы золотого песка, чистая вода без тины, водорослей и зарослей тростника, множество рыбы... Естественно, что все лето я с друзьями пропадала на Дону и ни на каком Черноморском побережье не загорала до такой черноты, как в детстве и в юности! А теперь мне свою дочку искупаться или позагорать сводить здесь, в Серафимовиче, некуда. Когда-то замечательный пляж зарос чуть ли не по колено травой, а все его убранство составляют пара навесов и пара качелей. А донская вода! Тина, водоросли да пластиковые бутылки... И ситуация не меняется уже много лет!
Андрей Гончаров, атаман Усть-Медведицкого (Серафимовичского) казачьего юрта:
– А был недавно случай, когда к нам «приплыла» какая-то гадость со стороны Воронежа. Первыми «отреагировали» раки, а потом и рыба стала дохнуть. Не знаю, что это было за вещество, но в нем явно присутствовало железо... Парадокс ведь получается: существует федеральная целевая программа по поддержке малых рек России, а что же мы о крупных позабыли?! Да если с Доном что случится, то без питьевой воды сколько людей останется! А уж про животных и леса я вообще молчу...
P.S. И все-таки интернет – вещь полезная. Перерывая его бесчисленные страницы в надежде отыскать какие-то последние «подвижки» в решении проблем, связанных с экологией крупных рек России, я наткнулась на материал Ольги Тимошенко от 8 августа 2003 года, вышедший в газете «Интер» и называвшийся «Дон надо спасать». Как выяснилось из него, летом 2003 года обсуждению проблем Дона было посвящено межрегиональное совещание, прошедшее в поселке Пятиморск Калачевского района, где присутствовали представители Волгоградской, Воронежской и Ростовской областей, а также заместитель руководителя Департамента водных путей Минтранса РФ Александр Разгуляев. И на этом прямо-таки историческом совещании еще шесть (!) лет назад начальники региональных управлений водных путей сошлись в едином мнении: на местах есть необходимые технические и людские ресурсы для проведения очистных мероприятий, а для начала работ необходимы только финансы. Было подписано и распоряжение о выделении 2 млн. рублей на дноуглубительные работы на реке Дон... Аналогичные суммы должны были выделить администрации Ростовской и Воронежской областей, а также Министерство транспорта РФ.
Н-да, так и хочется воскликнуть вслед за Владимиром Высоцким: «Где деньги, Зин?».
Большая часть территории региона дренируется Доном с его притоками: Хопром, Медведицей, Иловлей, Чиром, Донской Царицей, Мышковой, Аксаем, Курмоярским Аксаем – всего 165 рек.
По территории региона протекает около 200 малых рек. Согласно списку, подготовленному географами Волгоградского педуниверситета, самая длинная из них – Цуцкан (86 километров), самые короткие – до 10 километров реки: Нагольная, Отрадная, Таловая, Свиная, Журавка, Камышинка, Пичуга и Мокрая Галка.
Оденьте Царицу!
Спрятанная в подземный коллектор река Царица также относится к малым рекам России. И какова же сегодня ее судьба? Специалисты озадачились проблемой ее «реанимации» как реки и зоны отдыха в мегаполисе. По итогам проведенного в прошлом году конкурса на лучший проект развития ее поймы победил самый амбициозный и соответственно дорогой проект Александра Лотника (МУП «Горпроект»). Но с того момента прошло уже почти полтора года, а как пойма Царицы была неосвоенной территорией, так и остается. Почему?
Авторы проекта предложили вернуть реку Царицу в пойму путем строительства накопительного резервуара перед выбросом стоков из коллектора в Волгу. Из него стоки должны поступать в очистные сооружения, расположенные за железнодорожной дамбой. После очистки вода будет наполнять искусственный пруд, а затем переливаться в Волгу.
Склоны поймы, по замыслу, будут обустроены террасами, на которых по всему периметру поймы разместится многоуровневый досугово-развлекательный комплекс с оранжереями на верхнем ярусе. Архитекторы также предлагают возродить островную жизнь в пойме, существовавшую в прошлом. Для этого проектом предусмотрены плавучие понтоны-острова и плавучие мосты.
Однако, по оценке экспертов, «сбыча этих мечт» обойдется более чем в 20 миллиардов рублей. Это примерно два годовых бюджета Волгограда. Плюс к этому – расходы на содержание обновленной Царицы. Кто понесет такое финансовое обременение (горказна или инвесторы) – неизвестно. К тому же проектом-победителем предусмотрен и... снос успешно действующей кондитерской фабрики «Конфил». Компенсация собственникам оценивается примерно в 65 миллионов евро.
Практически все волгоградские мэтры архитектуры недоумевали по поводу победы именно этого проекта. К примеру, профессор ВолгГАСУ Виктор Тихонов назвал победивший проект «футуристической концепцией архитекторов на тему того, что могло бы появиться в пойме». По его мнению, возврат к воде невозможен, так как рельеф местности необратимо изменен и по ней пролегает много коммуникаций.
Высказался на эту тему и тогдашний заместитель главного архитектора Волгоградской области, а сегодня начальник управления Госстройнадзора администрации Волгоградской области Михаил Норкин:
– Итоги конкурса удивили тогда всех членов экспертной группы. Реализация проекта требует огромных финансовых вложений. Например, строительство трехуровневых кафе и ресторанов, автомобильной дороги и прокладка коммуникаций на оползневых откосах поймы обойдутся очень дорого – это все надо бетонировать. Я считаю, нецелесообразно затапливать пойму на 80 процентов. Это рекреационная зона, и ее необходимо озеленить. Вместо воды здесь должны быть деревья. Кстати, Царица никогда не была судоходна. Скорее это ручей, чем река.
Возникает вопрос: зачем же тогда вообще проводили этот конкурс и потратили бюджетные деньги?
Наталья Полякова, Ева Ненашева
Опубликовано: 2009-10-08
|